Можно ли застраховать по КАСКО автомобиль с повреждениями?

Обычно автовладельцы стараются устранить все повреждения машины перед оформлением полиса КАСКО, но иногда обходятся и без ремонта. Отсюда возникает вопрос: можно ли застраховать автомобиль с повреждениями?

Любая российская компания без проблем оформит добровольную автостраховку и на такую машину, но при этом есть риск остаться без выплаты при наступлении страхового события. Правда, в подобных обстоятельствах клиенту чаще отказывают в выплате не полностью, а частично.

Обязательный осмотр

При заключении договора КАСКО любая серьёзная компания потребует провести предстраховой осмотр подержанного автомобиля. Эта процедура необходима, чтобы выявить имеющиеся повреждения. Страховщик не обязан устранять дефекты, полученные до оформления страховки.

Если при проведении предстрахового осмотра выявлены какие-либо повреждения, менеджер непременно фиксирует дефекты в соответствующем акте. После завершения осмотра клиент должен расписаться в этом документе, потому он в любом случае узнает, какие именно повреждения зафиксированы при осмотре машины.

Автовладелец вправе получить свой экземпляр акта осмотра. Не стоит пренебрегать этим правом.

Опись повреждений потребуется при возникновении спора между клиентом и страховой компанией, особенно если дело дойдет до суда. Итак, допустим, что при проведении осмотра машины менеджер выявил ряд повреждений. Каких последствий стоит ожидать при наступлении страхового события?

Частичный отказ в выплате

Страховая компания имеет полное право отказать клиенту в оплате ремонта ранее имевшихся повреждений. Если в акте предстрахового осмотра есть отметка о царапине на бампере, автовладелец не сможет получить возмещение за такое повреждение. Ему придётся оплачивать ремонт бампера за свой счёт.

Всё несколько сложнее, когда в результате страхового события оказывается повреждена деталь, имевшая дефекты на момент оформления полиса КАСКО. В таком случае страховые компании обычно отказывают в ремонте, но лишь частично. Для ясности рассмотрим подобную ситуацию на конкретном примере.

Скажем, в акте предстрахового осмотра указана глубокая царапина на капоте. Через некоторое время после оформления договора КАСКО автовладелец попал в аварию. В результате столкновения с другим транспортом капот пришел в негодность. Работники СТОА заявили о необходимости замены этой кузовной детали.

По технологии ремонта капот меняют на новый, но неокрашенный. Страховая компания оплатит стоимость детали, но гарантированно откажется платить за лакокрасочные материалы и покраску капота. В этом случае отказ мотивирован тем, что страховщик не обязан устранять ранее имевшиеся повреждения.

Автовладелец всегда может оспорить такое решение, но вряд ли удастся добиться полной оплаты ремонта в досудебном порядке. В подобных обстоятельствах речь идёт о споре относительно договорных обязательств, а не о нарушении страхового законодательства. Следовательно, клиенту не стоит рассчитывать на помощь надзорных инстанций, в частности Центробанка.

Судебная практика

Исход конкретного судебного разбирательства во многом зависит не только от обстоятельств дела, но и от региональных особенностей. Сегодня не приходится говорить о полном единообразии существующей судебной практики.

В большинстве случаев автовладелец имеет неплохие шансы на победу в споре относительно частичного отказа в выплате из-за ранее имевшихся повреждений.

Как правило, суды удовлетворяют требования автовладельцев о полной оплате ремонта, но только когда устранение повреждений после страхового события невозможно без ремонта дефектов, имевшихся на момент оформления страховки.

Ремонтировать или нет?

Многие автовладельцы задаются вопросом, целесообразно ли ремонтировать мелкие повреждения перед заключением договора КАСКО? Менеджеры большинства страховых компаний очень дотошно осматривают машину перед оформлением страховки. Они указывают в акте осмотра сколы, потёртости и мельчайшие царапины.

Если в ходе предстрахового осмотра зафиксированы повреждения ЛКП кузовных деталей, страховая компания вряд ли согласится полностью оплачивать ремонт автомобиля при наступлении страхового события. Да, клиент всегда может оспорить такое решение в судебном порядке, но это сопряжено с существенными временными затратами.

Следовательно, желательно устранить все дефекты до оформления страховки. В противном случае при более существенном повреждении таких деталей придётся либо частично оплачивать ремонт за свой счет, либо обращаться в суд. При этом нет гарантии, что судебная тяжба закончится в пользу автовладельца.

ОСАГО с экономией до 78%

Рассчитаем стоимость ОСАГО в 16 страховых компаниях. Покупка полиса в несколько кликов, без комиссии, офисов и курьеров.

Читайте также