В чем суть КАСКО и ОСАГО?

В чем суть КАСКО и ОСАГО? Каковы принципиальные различия между этими видами страховками? Данная статья доходчиво объясняет принципы функционирования наиболее популярных видов автострахования.

Бурное развитие интернета, появление онлайн энциклопедий и различных сайтов, посвященных автострахованию, способствуют повышению уровня юридической грамотности автомобилистов. Однако многие владельцы машин по сей день имеют смутное представление о том, в чем суть КАСКО и чем эта страховка отличается от «автогражданки». А ведь в наши дни не обойтись без знания основ автострахования. Самой распространенной причиной конфликтов между владельцами транспорта и страховщиками является отсутствие информации. Часто страхователи просто не понимают, от каких рисков защищает страховой полис.

Рассказ о различиях между упомянутыми видами страхования лучше всего начать с небольшой исторической справки. Таким образом, можно будет обойтись без использования профессиональной терминологии страховщиков, что позволит лучше понять суть КАСКО и ОСАГО. Кроме того, возможно именно в опыте предыдущих поколений кроется решение многих актуальных проблем страхового рынка.

Немного истории

Считается, что появление КАСКО связано с эпохой мореплавания, таившей немало опасностей для плавучего транспорта. Собственно, первоначально этот термин обозначал исключительно страхование судов, а не автомобилей, которые тогда еще не изобрели. Сегодня под данное определение подпадает имущественное страхование автомобильного, железнодорожного, авиационного или водного транспорта. Так что вопреки распространенному заблуждению суть КАСКО заключается в страховании транспортных средств любых типов. Примечательно, что с течением времени набор рисков и основных страховых программ не изменился. Как и сто лет назад в наше время добровольное страхование транспортных средств осуществляется от рисков «хищение» и «повреждение». Классические программы КАСКО можно разделить на три типа:

  1. «Полное АВТОКАСКО» – совокупность рисков «повреждение» и «хищение».
  2. «Частичная страховка» – выплата производится только в случае повреждения транспортного средства.
  3. «Угон» – выгодоприобретатель может рассчитывать на возмещение только в случае похищения застрахованного транспорта.

Современная история отечественного автострахования берет начало в 1946 году. Тогда единственный на тот момент советский страховщик впервые оформил 99 договоров добровольного страхования автотранспорта. Советских граждан не слишком волновал вопрос, сколько будет стоить КАСКО, ведь в то время автомобилями владели лишь государственные органы и немногие частные лица. Естественно, этот факт положительно повлиял на аварийность. Кроме того, тогда угон машины был редкостью. Именно поэтому советская добровольная автостраховка стоила меньше, чем полисы современных российских страховщиков.

Страхование гражданской ответственности автомобилистов зародилось гораздо позже, чем КАСКО. В этом нет ничего удивительного, ведь массовое производство автомобилей началось только в первой половине прошлого века. Собственно говоря, тогда и возникла необходимость страхования ответственности водителей. Впервые подобная страховка была введена на территории Соединенных Штатов Америки.

Идея введения аналогичного вида страхования неоднократно рассматривалась в Советском Союзе, но дальше планов дело не пошло. Российские законотворцы также несколько раз рассматривали возможность введения обязательного страхования ответственности автовладельцев. В годы становления современной России проблема взаимоотношений между участниками аварии достигла небывалых масштабов. Виной всему так называемые «автоподставы» и низкий уровень жизни населения. Очень часто виновникам дорожных происшествий было не по карману восстановление чужого автомобиля.

И вот в 2003 году в Российской Федерации наконец-то было введено ОСАГО, обязательное не только для россиян, но и иностранных граждан. Бесспорно, появление «автогражданки» позволило решить наиболее острые проблемы того времени. Однако нельзя не сказать, что им на смену пришли новые трудности, например, страховое мошенничество и отсутствие универсальной методики расчета ущерба. Так или иначе, многие отечественные автовладельцы на собственном опыте убедились в необходимости ОСАГО. Теперь для получения компенсации ущерба, полученного из-за действий неосторожного водителя, можно просто обратиться к его страховщику. Да, нередко между страховыми компаниями и автовладельцами возникают спорные ситуации, но нужно понимать, что российская «автогражданка» всё еще находится в процессе становления.

Зачем нужно ОСАГО, если есть КАСКО?

Именно так звучит один из наиболее популярных вопросов начинающих автовладельцев. К слову, даже опытные водители не всегда понимают разницу, что вполне объяснимо. В обоих случаях страховой агент или менеджер заполняют красочный бланк полиса, в котором указывается информация о машине, ее собственнике и вписанных водителях. Конечно, при изучении условий действия страховки становится очевидна разница между «автогражданкой» и КАСКО. Вот только многие ли автомобилисты располагают временем для чтения правил страхования?

Как правило, лишь единицы тратят время на подробное изучение условий страховки. И если в случае с «автогражданкой» речь идет об универсальных правилах страхования, единых для всех страховщиков, то правила добровольного автострахования могут сильно отличаться. Чтобы страхователи не утруждали себя чтением страховых договоров, стоит выделить несколько основных моментов, позволяющих понять, зачем нужно КАСКО, если есть ОСАГО.

Страховые риски

  • КАСКО: Хищение и повреждение автомобиля по любой причине за исключением злого умысла со стороны его владельца.
  • ОСАГО: Причинение вреда здоровью, жизни или имуществу третьих лиц в результате дорожной аварии.

Максимальная выплата

  • КАСКО: В пределах рыночной стоимости автомобиля, но не больше страховой суммы.
  • ОСАГО: При повреждении имущества до 400 000 рублей на каждый поврежденный автомобиль. При причинении вреда жизни или здоровью до 160 000 рублей на каждого пострадавшего (до 500 000 рублей с 01 апреля 2015 года).

Наличие франшизы

  • КАСКО: По договоренности сторон.
  • ОСАГО: Отсутствует.

Возможность получения рассрочки

  • КАСКО: По договоренности сторон, требуется доплата.
  • ОСАГО: Определяется в соответствии с единым тарифным руководством, не влияет на итоговую цену полиса.

Стоимость полиса

  • КАСКО: Рассчитывается на основании тарифного руководства каждого отдельного страховщика. Цена полиса в разных компаниях может существенно отличаться.
  • ОСАГО: Рассчитывается в соответствии с тарифным руководством. Цена полиса в разных компаниях может отличаться, но в пределах минимального и предельного значения базовой ставки.

Выводы

Итак, суть КАСКО и ОСАГО сводится к абсолютно разным вещам. Добровольная автостраховка призвана защитить финансовые интересы владельца машины в случае ее повреждения. То есть страховщик либо произведет выплату деньгами, либо оплатит ремонт застрахованного автомобиля. Получается, что добровольное автострахование покрывает лишь повреждение машины страхователя. Обязательная «автогражданка» также защищает бюджет автовладельца от непредвиденных расходов, но на случай претензий со стороны третьих лиц. То есть страховая компания оплатит ущерб, который водитель причинил другим участникам дорожного движения. Кроме того, оплачивается вред, причиненный строениям, объектам дорожной инфраструктуры и любому другому имуществу третьих лиц. Например, страховщик обязан возместить ущерб при повреждении светофора или дорожного указателя.

Еще одно отличие

Для того чтобы окончательно разобраться в вопросе, зачем нужно ОСАГО, если есть КАСКО, стоит упомянуть еще об одном ключевом отличии данных страховок. Как известно, приобретение «автогражданки» является обязательным для всех автовладельцев, эксплуатирующих машину на территории России. А вот приобретение полиса АВТОКАСКО дело добровольное. Почему это так?

Тарифы и условия страхования по ОСАГО определяются органами государственной власти РФ. Обязанность по оформлению полиса возложена на страхователя законом. Таким способом государство пытается обезопасить всех участников дорожного движения, особенно пешеходов, которые очень часто получают серьезные травмы. Иными словами, обязательное страхование ответственности призвано повысить уровень социальной защищенности граждан.

КАСКО же защищает исключительно финансовые интересы владельца застрахованного автомобиля. Если «автогражданка» регулируется государством, то страхование имущества, в том числе транспорта, – личное дело каждого гражданина. Поэтому страховщики имеют возможность изменять правила страхования в зависимости от собственных предпочтений. Кроме того, каждый автостраховщик самостоятельно определяет, сколько будет стоить КАСКО.

Страховая выплата

Разобравшись с различиями между моторными видами страхования нельзя обойти вниманием отличительные особенности оформления страхового события. Все же между «автогражданкой» и добровольным транспортным страхованием много общего, особенно в части, касающейся получения выплаты. Все потому что оба вида страхования в первую очередь призваны компенсировать ущерб поврежденному транспорту.

Однако если условия получения выплаты и объем покрытия по ОСАГО неизменны, то с добровольным автострахованием все обстоит с точность до наоборот. В определенных пределах страхователь волен самостоятельно определять, сколько будет стоить КАСКО и какой перечень рисков будет включен в договор. Соответственно, от решений автовладельца будут зависеть объем, форма и сроки выплаты, поэтому важно не переборщить в желании сэкономить.

В частности, автовладельцу не стоит забывать, что размер безусловной франшизы отражается не только на итоговой цене полиса, но и влияет на размер возмещения. Например, при условии применения безусловной франшизы, владельца машины будут ждать два варианта выплаты:

  1. Представитель страховой компании осматривает поврежденный автомобиль, после чего проводится оценочная экспертиза. Ее могут проводить как независимые оценщики, так и сотрудники страховщика. На основании заключения эксперта определяется размер выплаты, после чего на счет страхователя перечисляют возмещение за минусом франшизы.
  2. Страховщик направляет поврежденный транспорт на СТОА. После проведения ремонтных работ сотрудники автосервиса выставляют страховой компании счет. Страховщик перечисляет плату за ремонт за вычетом франшизы. Обязанность по оплате недостающей части средств ложится на страхователя.

Как уже было упомянуто, суть КАСКО заключается в возможности страхования имущества на индивидуальных условиях. При этом страхователю нужно помнить, что его решение сократить объем страховой защиты непременно отразится на выплате. В случае с ОСАГО такие опасения излишни, ведь ни одна компания не вправе изменять предусмотренные законом условия страхования. До недавних пор выбор пострадавших в аварии автовладельцев сводился к возможности обращения либо в компанию виновника происшествия, либо к своему автостраховщику. Правда, последний вариант возможен только если:

  • В аварии приняли участие два транспортных средства.
  • В результате происшествия не был причинен вред жизни и здоровью людей.
  • Нет спора относительно степени виновности участников аварии.
  • Страховая компания виновника дорожной аварии имеет действующую лицензию ОСАГО.

Поправки в закон «Об ОСАГО» 2014 года дали автомобилистам возможность выбирать еще и способ получения компенсации ущерба. Теперь собственник машины волен выбирать между денежной выплатой и ремонтом машины. Да, данное право выбора пока не снискало популярности у российских автолюбителей, но само наличие такой возможности приближает «автогражданку» к уровню сервиса по договорам добровольного автострахования.

Страховка будет дороже

Если есть КАСКО и ОСАГО нужно ли беспокоиться об увеличении стоимости страхования после обращения за выплатой? Относительно КАСКО ответ однозначный: да. Если же страхователь получает выплату по ОСАГО, тариф на будущий год не окажется выше, ведь он оказался пострадавшим в аварии. При этом автовладельцу придется заплатить дороже за полис «автогражданки», если ДТП произошло по его вине. Тарифное руководство ОСАГО предусматривает отдельный раздел, в соответствии с которым определяется насколько вырастет цена страховки. Размер скидки за безаварийную езду также рассчитывается в соответствии с данным разделом.

При продлении договора добровольного автострахования все обстоит почти также. Основное отличие в том, что размер скидки или повышающего коэффициента определяется на основании тарифов конкретного автостраховщика. В отдельных случаях страховая компания может вовсе отказаться от увеличения стоимости договора, особенно если автовладелец не был виновником аварии.

Вечная путаница

К сожалению, подавляющее большинство российских автовладельцев не знает истинного значения слов «регресс» и «суброгация». Между тем эти термины очень часто встречаются не только в судебной практике, но также в письмах страховщиков к клиентам. У автовладельцев может возникнуть логичный вопрос: когда есть КАСКО и ОСАГО, нужно ли беспокоиться на этот счет? Безусловно. Итак, в чем разница между упомянутыми терминами? Все очень просто – понятие «право регрессного требования» используется в законе «Об ОСАГО», тогда как термин «суброгация» встречается при рассмотрении выплатных дел по КАСКО. Пришло время дать определение каждому из упомянутых понятий.

  • Регресс – это право страховщика требовать возмещения ущерба у своего клиента, если тот спровоцировал аварию и грубо нарушил правила ОСАГО. Если водитель был пьян или скрылся с места аварии, страховая компания все равно оплатит ущерб, причиненный в результате действий автовладельца, но получит право потребовать у него возмещения понесенных расходов.
  • Суброгация – право страховщика, выплатившего возмещение по КАСКО, потребовать у виновника аварии компенсировать причиненный ущерб. Например, если страховая компания оплатила ремонт застрахованного автомобиля, она получает право потребовать у виновника происшествия (или его страховщика) возмещения понесенных расходов.

Проще говоря, страховщик предъявляет регрессное требование к своему собственному клиенту по «автогражданке». Суброгация же предъявляется к виновнику повреждения автомобиля, застрахованного по КАСКО. Причем, страховщик может предъявить данное требование даже к близким родственникам собственника застрахованного транспортного средства. Например, в курьезной ситуации, когда ревнивая жена выместила злобу на машине мужа.

Итоги

Их вышеизложенного следует, что наличие полиса «автогражданки» является обязательным условием эксплуатации транспорта, а вопрос приобретения добровольной автостраховки остается личным делом каждого автовладельца. Конечно, в идеале будет лучше, если есть ОСАГО и КАСКО. Однако некоторым собственникам машин просто не по карману покупка полиса добровольного автострахования.

В любом случае таким автолюбителям не стоит расстраиваться, ведь всегда можно снизить цену договора за счет франшизы, воспользоваться рассрочкой платежа или рассчитать КАСКО на калькуляторе. Кроме того, возможно в будущем существенно вырастут страховые суммы по «автогражданке», что позволит отказаться от отдельных рисков при оформлении добровольной страховки автотранспорта. Так или иначе, время покажет, что будет с КАСКО и ОСАГО в дальнейшем. Возможно, увеличение количества застрахованных автомобилей и повышение уровня безопасности на дорогах положительно отразится на цене моторных видов страхования.

ОСАГО с экономией до 78%

Рассчитаем стоимость ОСАГО в 16 страховых компаниях. Покупка полиса в несколько кликов, без комиссии, офисов и курьеров.

Читайте также