«Автогражданка» за рубежом

Российское ОСАГО находится в глубоком кризисе. Опыт заграницы нам вновь поможет? Как организована «автогражданка» в Японии, США, Австралии и других странах?

Развитые страны имеют действующий институт обязательного автострахования. Россия в 2003 году, формируя национальные правила ОСАГО, пошла по европейскому пути. Меж тем непростая ситуация, сложившаяся в 2014 году на рынке обязательного автострахования, вновь заставила экспертов говорить о необходимости коррекции выбранного подхода. Изучение мирового опыта внедрения обязательного автострахования в этом отношении весьма уместно.

Уже не раз инициативные группы граждан России выдвигали конкретные предложения по реформированию отечественного института ОСАГО. К примеру, в ноябре 2014 года на интернет-портале «Российской общественной инициативы» появились следующие предложения:

  • продлевая договор, не выписывать новый полис – отметки о продлении действия договора на старом вполне достаточно.
  • частично национализировать страховщиков ОСАГО.
  • ввести уголовную ответственность для страховых компаний за неисполнение закона 40-ФЗ.
  • создать сеть государственных СТОА, призванную возмещать ущерб от ДТП в натуральной форме.

Отметим, что собрать 100 000 подписей, необходимых для принятия инициативы к рассмотрению группой федеральных экспертов, авторам проекта пока не удалось. Страховщики в свою очередь для решения всех проблем отечественной «автогражданки» предлагают лишь повысить тарифы ОСАГО. В идеале предполагается формировать их на основе рыночного механизма ценообразования, как это происходит в Европе.

ОСАГО в Европе

  • Рыночная цена полиса доходит до 3 700 евро.
  • Безлимитный Европротокол.
  • Прямое возмещение ущерба (ПВУ).
  • До 60% договоров заключается через интернет, по телефону и по другим каналам прямых продаж.
  • В Нидерландах, Бельгии и Великобритании на добровольных началах с 2013 года внедряется телематическое страхование.
  • В Англии в «автогражданку» включены риски «угон» и «пожар», страхователей не штрафуют за аварийную езду, а только предоставляют скидки за безаварийное вождение.
  • В Германии и Франции страховка привязана к конкретному клиенту, в Англии – к автомобилю.
  • В Литве самая высокая цена полиса установлена для грузовиков.
  • Штраф за отсутствие полиса ОСАГО на мопед в Европе достигает 1 000 евро.
  • Рентабельность европейской «автогражданки» не превышает 10%.

США

Законодательство в области дорожного движения в Америке – прерогатива властей штатов. В пяти из них до сих пор отсутствует обязательное страхование ответственности автовладельца.

  • Стоимость полиса ОСАГО в США стартует от 500 долларов.
  • Рыночное ценообразование.
  • Лимит страхового возмещения на одного потерпевшего составляет от 10 000 до 50 000 долларов.
  • В нескольких штатах также действует обязательное личное страхование автомобилистов.
  • В Нью-Джерси автолюбители обязаны выбрать один из двух видов полиса: низкозатратный базовый и более дорогой с широким страховым покрытием

Япония

Обязательное страхование ответственности за «железо» в Японии не ведётся. Лимит ответственности страховщика по местному полису ОСАГО (315 000 долларов) предназначен лишь для возмещения ущерба жизни и здоровью потерпевших. Интересен тот факт, что компенсация вреда не выплачивается родственникам. К примеру, если за рулем обоих автомобилей, пострадавших в ДТП, находились братья, то страховщик на законном основании откажет в выплате.

  • Цена японского полиса «автогражданки» стандартна для всех граждан страны.
  • Тарифы установлены государством.
  • Только 15% договоров заключается штатными страховыми агентами, остальные – через интернет и прямые продажи.
  • Существуют более дешёвые трёхлетние полисы.

Австралия

В стране поощряется сращивание полицейских и страховых функций. Так, стоимость обязательного автострахования возрастает при наличии нескольких дорожных штрафов за прошедших год. Обязателен технический осмотр автомобиля через каждые пять тысяч километров пробега. Отметка о прохождении ТО вносится в страховой полис. Существуют три вида полисов ОСАГО: базовый и два расширенных.

Бывший СССР

Белоруссия. Планка Европротокола установлена на уровне 400 евро. Для упрощенного оформления аварии достаточно наличие виновника ДТП. Так, в РБ решена проблема незначительных ДТП, происходящих на автостоянках и возникающих, как правило, в отсутствии потерпевшего. Лимит ответственности страховщиков на одного пострадавшего составляет 10 000 евро. По данным газеты «Комсомольская правда», средняя цена ОСАГО в июле 2014 года в Белоруссии составляла 45 долларов. Для сравнения: в Украине в то же время – 80, в России – 108, в Литве – 50, в Азербайджане – 100 долларов, в Казахстане – 90, в Молдове – 40.

Украина. ОСГПО (обязательное страхование гражданско-правовой ответственности, украинский аналог российской «автогражданки») по некоторым показателям уступает ОСАГО. Например, систему ПВУ и электронного страхования ввести в Украине пока только собираются.

Грузия и Кыргызстан. Обязательная страховка в этих странах до сих пор отсутствует. Законодательно утвердить нормы обязательного автострахования планируется в 2015 году. Какой путь развития «автогражданки» выберут Кыргызстан и Грузия увидим уже очень скоро.

ОСАГО с экономией до 78%

Рассчитаем стоимость ОСАГО в 16 страховых компаниях. Покупка полиса в несколько кликов, без комиссии, офисов и курьеров.

Читайте также