Стоит ли обращаться к автоюристам по ОСАГО?

Многие владельцы полисов ОСАГО сегодня прибегают к помощи автоюристов, чтобы быстрее получить выплату и не тратить время на общение со страховой компанией. Для клиентов, которым страховщик необоснованно отказал в выплате, автоюристы — практически единственный шанс восстановить справедливость. Но так ли хорош этот способ? К каким последствиям он может привести? Попробуем разобраться.

«Не платит страховая?» — гласит рекламный слоган с борта проезжающей маршрутки и сразу же рекомендуется позвонить по указанному телефону и получить помощь. Многие юридические конторы давно превратили проблемы страхователей в прибыльный бизнес. Страховые компании называют их не иначе как недобросовестными автоюристами или псевдоюристами. Позиция страховщиков однозначна: такие фирмы прикрываются несовершенством законодательства в области автострахования и добиваются через суд необоснованных выплат по полисам КАСКО и ОСАГО. При этом они хорошо зарабатывают, пользуясь низкой страховой грамотностью клиентов, но на деле вовсе не защищают права последних. Сами страхователи не столь категоричны и обращаются к автоюристам в надежде получить хотя бы минимальную выплату от страховой компании, которая вовсе отказывается платить. Кто прав в этой истории?

Призвать страховщика к ответу

Отзывы о страховых компаниях действительно содержат много историй обманутых клиентов. Кому-то отказали в выплате, другим выплатили, но мало, а третьи ждали компенсации слишком долго. В таких ситуациях помощь автоюристов кажется вполне оправданной, поскольку не каждый автовладелец располагает временем и желанием затевать судебные споры со страховой компанией для отстаивания своих прав. Однако в случае с «автогражданкой» не обошлось без перекосов.

Тарифы ОСАГО, установленные государством более десяти лет назад, постепенно пришли в несоответствие реалиям рынка. В стране подорожало все от ремонтных работ до самих машин, а цена полисов осталась прежней. В итоге страховые компании стали все чаще сталкиваться с убытками. Первыми в проблему окунулись небольшие региональные страховщики, которые поняли, что не могут себе позволить выплачивать компенсации по ОСАГО в полном объеме. В итоге стало расти число необоснованных отказов и неполных выплат, а вслед за этим и число недовольных клиентов. Страхователи массово потянулись в суды в поисках справедливости. Эта волна подняла со дна рынка сотни юридических контор, которые стали предлагать свою помощь в разбирательствах со страховой компанией, а позже стали массово выкупать у клиентов права требования и уже напрямую взыскивать со страховщиков суммы компенсаций.

Защита прав клиента?

Нарисовалась довольно странная с точки зрения здравого смысла картина: держатель полиса ОСАГО при страховом случае обращается не в свою страховую компанию для получения компенсации, а сразу к автоюристам. Те выплачивают ему минимальную компенсацию и покупают его право требования возмещения по полису. На следующем этапе автоюристы в судебном порядке взыскивают со страховой компании суммы, в несколько раз превышающие тот минимум, который получил обратившийся клиент. Это возможно за счет штрафов, которые налагаются на страховщика за соблюдение формальных процедур ОСАГО (в частности, сроков выплаты).

Например, автолюбитель обращается в юридическую контору с целью получить деньги на ремонт поврежденного авто. Клиент является пострадавшей стороной и имеет право на компенсацию по ОСАГО. Техцентр оценивает ремонт в 30-40 тысяч рублей. Эту сумму ему и выплачивают автоюристы, приобретая взамен право потребовать со страховой компании компенсацию. В итоге страховщик даже не знает о происшествии и необходимости выплаты компенсации пострадавшей стороне. Но при этом уже получает повестку в суд, где в итоге нередко вынужден оплачивать максимальные суммы (120 000 рублей плюс штрафы). А ведь эти суммы никак не соотносятся с реальным убытком. Суды в подавляющем большинстве случаев становятся на сторону истцов, потому что исходят из позиций защиты прав страхователей. При этом очевидно, что о правах страхователей автоюристы пекутся в последнюю очередь. Только бизнес и ничего личного.

Проблемы с налоговой

Более того, самим клиентам, которые обращаются в такие фирмы в поисках быстрых денег, хотелось бы напомнить, что передача права требования не освобождает их от налоговых обязательств. Это значит, что с той суммы, которую получили автоюристы со страховщика, вам необходимо заплатить налог на доходы физических лиц в размере 13%. Незнание этого факта не освобождает от внимания налоговой инспекции, а также штрафов за не предоставление декларации. И если при сделке с автоюристами вы получили небольшие деньги (15 000-20 000 рублей), то по итогам можно остаться проигравшей стороной. Иногда страхователю приходится заплатить большую часть полученных денег в качестве налога с суммы, которую он по факту не получал.

Что делать?

Возникает вопрос: что же делать? Защитить свои права можно и другим способом. Для начала необходимо купить полис ОСАГО в крупной и надежной компании. Несмотря на то, что рынок обязательного автострахования в конце 2014 года переживает не лучшие времена (особенно в регионах), в отрасли еще остались добросовестные компании. По большей части, это крупные федеральные страховщики со стабильными позициями на рынке, которые активно занимаются всеми видами страхования, а не только «моторными». После того как произошел страховой случай, необходимо по возможности подавать документы на выплату своему страховщику. В нынешних условиях компании гораздо проще заплатить клиенту стразу, чем выплачивать более весомые суммы по решению суда. При этом развивать бизнес юридических контор за свой счет совсем не обязательно.

Кто виноват?

Однако было бы ошибкой винить во всем только автоюристов. Они — ответ на те условия, которые сложились на рынке. Такие конторы просто не смогли бы добиться успеха в своем деле, если бы:

  1. Все страховые компании исправно платили по своим обязательствам.
  2. Владельцы полисов ОСАГО более ответственно относились к выбору страховщика и отдавали предпочтение крупным и стабильным компаниям, а не фирмам-однодневкам.
  3. Государство за последние десять лет провело плавную корректировку тарифов ОСАГО с учетом изменения рыночных условий.

Как говорится, хочешь найти виновного — посмотри в зеркало.

Поправки в закон об ОСАГО

Но не все так беспросветно, как может показаться. С 1 сентября 2014 года в стране действует обновленное законодательство по ОСАГО, которое, в частности, предполагает новый механизм досудебного урегулирования споров. Это значит, что по закону автолюбитель или его представитель не могут обращаться в суд прежде, чем будут получены результаты взаимодействия со страховой компанией. Иными словами, сначала нужно получить от страховщика отказ или необоснованно низкую выплату, а уже потом идти со всем этим в суд.

Такая новация закона призвана снизить активность автоюристов, бизнес которых может выйти на новые горизонты, учитывая, что лимиты покрытия по полису ОСАГО теперь увеличены со 120 000 рублей до 400 000 рублей. В этой связи автолюбителям стоит посоветовать быть более осторожными в общении с автоюристами. Дело в том, что последние могут всеми силами стремиться сохранить свой прибыльный бизнес и даже попытаться ввести в заблуждение тех клиентов, которые не отслеживают последние изменения законодательства.

ОСАГО с экономией до 78%

Рассчитаем стоимость ОСАГО в 16 страховых компаниях. Покупка полиса в несколько кликов, без комиссии, офисов и курьеров.

Читайте также