Ваш регион:Вся Россия
СТРАХОВОЙ НАВИГАТОР ВСЕ СТАТЬИ

Новая цена ОСАГО

В апреле 2015 года регулятор российского рынка моторного страхования вновь поднял планку максимальной цены страховки ОСАГО. Впрочем, повышение цен не стало неожиданностью, так как еще осенью эксперты в области автострахования в один голос заявляли о необходимости дальнейшего увеличения стоимости страхового полиса. Тогда многие владельцы личного автотранспорта всерьез опасались, что после подорожания обязательная автостраховка будет стоить немногим меньше договора КАСКО.

Калькулятор ОСАГО:

И действительно, в 2015 году цена ОСАГО была существенно увеличена, особенно в отдельных крупных городах. Однако и сейчас даже расширенная обязательная автостраховка на легковую машину частного лица все равно обойдется значительно дешевле договора добровольного страхования транспорта. Несмотря на это, различные сообщества российских автомобилистов непрестанно требуют предоставить финансовые расчеты, подтверждающие необходимость роста тарифов на «автогражданку». 

По мнению отдельных автолюбителей, цена страховки ОСАГО на автомобиль была увеличена слишком сильно. Так ли это на самом деле, и сколько теперь придется отдать за полис? Чтобы ответить на эти вопросы и оценить адекватность нынешней величины тарифов нужно рассмотреть динамику изменения стоимости «автогражданки» за последние двенадцать месяцев. Причем логично провести сравнение стоимости ОСАГО не только для легковых машин, но и для грузового транспорта, а также отдельно рассмотреть динамику роста тарифов для неопытных автомобилистов.

Цена ОСАГО на легковой автомобиль

Довольно проблематично просчитать все возможные вариации итоговой цены обязательной автостраховки, поэтому расчет величин, указанных в Таблице 1, производился исходя из заранее определенных критериев. Нужно отдельно отметить, что в качестве территории использования авто была выбрана столица. За последний год в Москве ни разу не изменяли территориальный коэффициент. Следовательно, динамика изменения цены страховки ОСАГО в столице будет справедлива для любого российского города, в котором не был изменен коэффициент территории. Помимо этого, при вычислениях были использованы следующие данные:

  • Мощность двигателя машины составляет 115 л.с.;
  • Автомобиль используется без прицепа;
  • У собственника и водителя отсутствуют скидки за безубыточность;
  • Страховая защита оформляется сроком на один год.


Также необходимо сразу уточнить, что при расчете были использованы максимальные значения базового тарифа, так как автостраховщики чаще всего устанавливают для легковых машин предельно допустимую цену ОСАГО. Правда, в некоторых городах и поселениях страховые компании все-таки используют более низкие тарифы, но это скорее исключение из правил, не относящееся к подавляющему большинству крупных российских городов.
 

Таблица 1. Динамика изменения цены ОСАГО для легковых машин.
Показатель Автомобиль
частного лица*
Автомобиль
предприятия**
Такси*
1 Цена на 01 июня 2014 года, руб. 4 752,00 10 260,00 7 116,00
2 Цена на 11 октября 2014 года, руб. 6 177,60 13 335,84 9 249,60
3 Рост, руб. 1 425,60 3 075,84 2 133,60
4 Динамика + 30% + 30% + 30%
5 Цена на 12 апреля 2015 года, руб. 9 883,20 13 335,84 14 678,40
6 Рост, руб. 3 705,6 0 5 428,8
7 Динамика + 60% 0% + 59%
* – к управлению допущен один водитель в возрасте 28 лет со стажем 7 лет.

** – неограниченный список водителей.


Итак, в октябре 2014 года цена ОСАГО на легковой автотранспорт увеличилась на 30%, но уже в начале апреля 2015 года тарифы были вновь скорректированы. Примечательно, что в последнем случае подорожание полисов не коснулось автопарков предприятий. Ради объективности нужно отметить ряд особенностей, оказавших влияние на ценовую политику государства в отношении легкового транспорта юридических лиц.

  1. Во-первых, к управлению автомобилем предприятия может быть допущен любой водитель, вписанный в путевой лист. Соответственно, вместо обычного коэффициента возраста и стажа в отношении такого транспорта применяется коэффициент КО, равный 1,8. Получается, что полис ОСАГО для организации изначально оформляется на условиях «без ограничений», а значит обходится значительно дороже, чем страховка для частного автолюбителя.
  2. Во-вторых, опять же в силу отсутствия списка конкретных водителей, коэффициент бонус-малус при страховании машин предприятий определяется по статистике аварийности собственника транспорта. То есть в случае частых аварий по вине работников фирмы-страхователя автоматически увеличивается цена ОСАГО для всех автомобилей, принадлежащих данной организации.


Выходит, что юридическое лицо в любом случае заплатит за обязательную автостраховку на легковой автомобиль больше частного автовладельца. При этом водители служебных автомобилей гораздо реже становятся виновниками дорожных происшествий, ведь они, как правило, более внимательно управляют машиной и стараются избегать любых нарушений ПДД.

Возвращаясь к данным Таблицы 1, нужно отметить, что частным автомобилистам теперь придется заплатить за страховку на 90% больше, чем год назад. В денежном выражении рост цены ОСАГО в 2014-2015 годах для этой категории владельцев машин превысил пять тысяч рублей, что для большинства россиян, особенно проживающих в провинции, составляет приличную сумму. Однако нельзя не учесть, что именно частные автолюбители приносят страховщикам основные убытки.

Также стоит отметить значительный рост цены ОСАГО на страхование автомобиля, используемого для коммерческого извоза. После второго этапа подорожания полис для частных владельцев такси стоит рекордные 14 678 рублей 40 копеек, а страховка на машину, принадлежащую предприятию, обойдется и того дороже. Таксомоторным организациям отныне придется выложить за страхование каждой единицы транспорта 26 421 рубль 12 копеек. При этом нельзя забывать, что используемые как такси машины гораздо чаще попадают в дорожные аварии.

Цена страховки ОСАГО для неопытных водителей

Увеличение тарифов на машины частных лиц под управлением неопытных водителей заслуживает отдельного внимания, ведь ежегодно право вождения получают сотни тысяч россиян. Логично, что у таких водителей практически нет опыта эксплуатации легковых транспортных средств, поэтому к ним применяется соответствующих повышающий коэффициент. При этом начинающих автомобилистов со стажем до трех лет включительно можно условно поделить на две категории:

  1. Возраст 22 года или моложе.
  2. Возраст больше 22 лет.


Именно так разделены автолюбители в тарифном руководстве Центробанка, используемом для определения цены страхования ОСАГО. Динамику изменения тарифов для упомянутых категорий начинающих водителей можно найти в Таблице 2. При ее составлении были использованы следующие вводные данные:

  • У собственника транспорта московская прописка;
  • Мощность двигателя авто составляет 112 л.с.;
  • Машина эксплуатируется без прицепа;
  • Период действия автостраховки составляет один год.


При расчете не было учтено значение коэффициента бонус-малус, регулирующего цену страховки ОСАГО в зависимости от наличия выплат. К водителю, впервые получившему права, применяется базовое значение коэффициента безаварийности, равное единице. Следовательно, в данном случае этот критерий никак не влияет на итоговую стоимость страхового полиса.
 

Таблица 2. Цена ОСАГО для неопытных водителей.
Показатель Водители в возрасте 22 года и моложе Водители старше 22 лет
1 Цена на 1 июня 2014 года, руб. 8 553,60 8 078,40
2 Цена на 11 октября 2014 года, руб. 11 119,68 10 501,92
3 Рост, руб. 2 566,08 2 423,52
5 Цена на 12 апреля 2015 года, руб. 17 789,76 16 801,44
6 Рост, руб. 6 670,08 6 299,52


Естественно, в процентном отношении рост тарифов для неопытных водителей не отличается от общего роста цены страхования ОСАГО для легковых машин частных автолюбителей. Однако в рублевом выражении получается весьма существенная разница. Если средняя величина годового платежа за легковое авто под управлением опытного водителя за последние 12 месяцев выросла на 5 131 рубль 20 копеек, то для начинающих автолюбителей итоговая цена полиса увеличилась на 9 236 рублей 16 копеек. Разница между двумя суммами составляет 4 104 рубля 96 копеек. Вне всяких сомнений столь значительный рост тарифов существенно повлияет на бюджет неопытных российских автовладельцев.

Учитывая, что цена ОСАГО в 2015 году для начинающих водителей составляет без малого 18 000 рублей, таким автомобилистам стоит задуматься о вариантах экономии на «автогражданке». Здесь уместно вспомнить, что на сегодня существует лишь два предусмотренных законом способа выгадать при покупке полиса обязательного страхования автогражданской ответственности.

  1. Скидка за безаварийное вождение по итогам истекшего срока действия страховки.
  2. Скидка, предоставляемая автостраховщиком за счет использования тарифного коридора.


Как было упомянуто ранее, первый вариант совершенно точно не подходит для начинающих автовладельцев. А вот второй пункт стоит рассмотреть более внимательно, ведь это реальный шанс сэкономить на полисе почти три тысячи рублей. Как известно, с осени 2014 года страховщики получили возможность в определенных рамках самостоятельно регулировать цены автострахования ОСАГО. Проще говоря, теперь стоимость полиса в различных компаниях может отличаться.

Таким образом, у страхователей появляется возможность найти автостраховщика с наиболее конкурентными ценами. Вот только на практике страховые компании не спешат делать скидки автомобилистам, тем более только что получившим водительское удостоверение. Как показывает расчет цены страховки ОСАГО в «Росгосстрахе» и других крупных федеральных компаниях, страховщики практически повсеместно применяют максимально возможное значение базового тарифа.

Конечно, всегда остаются небольшие региональные фирмы, готовые продать полис с существенной скидкой, но в последние месяцы Центробанк все чаще отзывает либо приостанавливает лицензии таких компаний. Потому следует тщательно проверять репутацию и финансовое состояние регионального страховщика еще до момента оформления договора.

Если же в силу обстоятельств начинающему водителю не удалось найти компанию с приемлемыми расценками, стоит обратить внимание на возможность получения рассрочки платежа. Правда, в калькуляторе ОСАГО данный пункт завуалирован фразой «период использования ТС». Однако суть соответствующего поправочного коэффициента сводится именно к рассрочке оплаты страховой премии.

Например, можно застраховать автогражданскую ответственность на три месяца, что позволит автовладельцу оплатить лишь 50% от годовой стоимости обязательной страховки. Для продления периода использования еще на 9 месяцев нужно будет внести оставшиеся 50%. А вот при оформлении полиса на полгода размер первого платежа увеличивается до 70%. Соответственно, для продления действия страховой защиты на оставшиеся шесть месяцев потребуется доплатить 30%.

В самом крайнем случае может быть оформлена временная страховка на срок до 20 дней. Стоит отметить, что у собственника автомобиля есть возможность купить полис на столь короткий срок, только если машина следует к месту регистрации либо на техническую станцию для проведения техосмотра, в том числе повторного. Стоимость временного договора страхования составляет 20% от размера годового платежа, причем в данном случае не получится продлить действие страховки.

Стоимость ОСАГО для грузового транспорта

Было бы неправильно обойти вниманием владельцев грузовых автомобилей. Особенно учитывая тот факт, что на сегодняшний день немалое количество такого транспорта находится в собственности физических лиц либо частных предпринимателей. Например, знаменитую «Газель», успевшую за короткий срок стать поистине народным автомобилем, обычно приобретают либо небольшие транспортные компании, либо частные лица.

Итак, расчет значений из Таблицы 3 производился исходя из следующих критериев:

  • Собственник транспорта зарегистрирован в Москве;
  • Отсутствует скидка за безаварийность;
  • Полис оформляется на условиях «без ограничений по водителям»;
  • Автостраховка действует один год.


Как правило, даже при страховании небольшого парка машин страховщик зачастую используют минимальное значение исходного тарифа. Особенно в том случае, если вкупе с «автогражданкой» оформляется КАСКО. Поэтому ради объективности в вычислениях была использована средняя величина базовой ставки. Кроме того, в расчете не учитывается возможное наличие прицепа к грузовому автомобилю.


Таблица 3. Изменение цены автострахования ОСАГО на грузовики.

Показатель Максимальная масса 16 тонн и меньше Максимальная масса свыше 16 тонн
1 Цена на 01 июня 2014 года, руб. 7 290 11 664
2 Цена на 11 октября 2014 года, руб. 9 228,6 14 769
3 Рост, руб. + 26,5% + 26,6%
4 Цена на 12 апреля 2015 года, руб. 13 896 20 925
5 Рост, руб. + 50,5% + 41,7%


Как видно из приведенных цифр, увеличение тарифов на грузовой автотранспорт оказалось меньше роста цен на страховку для легковых машин. В этом факте нет ничего удивительно, так как из-за большей численности легковые автомобили попадают в дорожные происшествия чаще грузовиков. Следовательно, именно легковушки приносят страховым компаниям больше убытков. При этом базовая ставка тарифа для грузового транспорта всегда была выше. И даже после увеличения цены ОСАГО в 2015 году максимальная планка базовых тарифов для грузовиков различных типов все равно превышает аналогичные значения для легковых автомашин. Причем динамика изменения стоимости обязательной автостраховки на грузовой транспорт практически не отличается от динамики роста тарифов на легковые авто.

В 2014 году цена страхования автогражданской ответственности для владельцев грузовиков с разрешенной предельной массой до 16 тонн выросла на 26,5%, а в 2015 году рост составил уже 50,5%. В среднем полис ОСАГО на такой транспорт теперь стоит около 14 000 рублей. А вот за обязательную автостраховку на машину с разрешенной предельной массой свыше 16 тонн придется отдать около 21 000 рублей. То есть с начала 2014 года тарифы на страхования данной категории грузовых автомашин выросли почти на 80%.

Региональная поправка

Рассматривая увеличение стоимости «автогражданки», нельзя обойти вниманием изменение территориального коэффициента в ряде крупных городов. Коррективы в соответствующую таблицу тарифного руководства были внесены в начале апреля 2015 года. В некоторых населенных пунктах цена автостраховки была снижена, а где-то, напротив, увеличена. Подорожание, прежде всего, коснулось жителей больших городов, таких как Мурманск, Ульяновск, Челябинск.

При этом сотрудники Центробанка не стали изменять тарифы в Санкт-Петербурге, Самаре, Уфе, Оренбурге и ряде других достаточно крупных городов. Конечно же, подобная градация обусловлена различиями в статистике выплат автостраховщиков в определенной местности. Например, в Вологде происходит чуть меньше дорожных происшествий чем в Нижнем Новгороде, потому территориальный коэффициент для этих городов отличается на 0,1.

Правильный выбор

Конечно, цена ОСАГО в «Росгосстрахе», «Согласии», «Югории» и других ведущих отечественных компаниях может оказаться на порядок выше нежели расценки сравнительно небольших страховщиков. Однако автовладельцу при выборе компании нельзя исходить лишь из вопроса экономии. С введением системы безальтернативного прямого возмещения ущерба собственник машины в отдельных случаях может обратиться за выплатой только к своему страховщику. Следовательно, теперь ошибки при выборе страховой компании могут доставить массу проблем самому страхователю, а не только пострадавшим по его вине гражданам.

Многие автомобилисты могут возразить, что с середины 2014 года к цене ОСАГО в «Росгосстрахе» или другой крупной фирме непременно приплюсовывается стоимость дополнительных услуг, таких как полис страхования здоровья или техосмотр. На деле страхователь всегда имеет возможность повлиять на нерадивых сотрудников страховой компании, но лишь при условии заблаговременного обращения за пролонгацией страховки. Например, за месяц или даже два до окончания скора действия страхового договора. Как показывает практика, после жалобы в прокуратуру или в Центробанк России страховщики становятся более сговорчивыми.

Для перехода к статье «Цены ОСАГО 2014» нажмите здесь.