Е-ОСАГО: год новый, проблемы старые

По данным, опубликованным РСА, за первые две-три недели 2017 года продано почти 100 тысяч полисов е-ОСАГО. Для сравнения, в прошлом году через сайты компаний было оформлено всего 330 тысяч договоров.

В указании Центробанка чётко прописана максимальная продолжительность технических работ и возможных временных неполадок в работе соответствующего сервиса компаний. Напомним, что перерыв в работе сайта не может превышать 30 минут в день, а технические работы могут проводиться только один раз в месяц с 22.00 до 8.00 по московскому времени, о чем на сайте компании заранее должно быть размещено объявление.

«На бумаге» всё хорошо и логично. Но что получилось на самом деле?

Мнение о ситуации представителей РСА

Основная часть продаж электронной «автогражданки» приходится на «проблемные» регионы, такие как:

  • Краснодарский край;
  • Волгоградская область;
  • Ростовская область;
  • Ставропольский край.

В РСА отмечают, что одной из основных сложностей, с которыми сталкиваются страхователи, является внесение большого количества данных; однако эта информация необходима для оформления «автогражданки» по закону. Такова ситуация на взгляд представителей Российского союза автостраховщиков.

Что думают о е-ОСАГО страхователи

Обсуждение доступности электронного ОСАГО в новом году также активно идет на различных интернет-форумах. Можно сделать вывод, что в целом оформить «автогражданку» через сайты стало проще, но не намного: по-прежнему клиенты страховых компаний жалуются, что после внесения данных на сайтах компаний появляется сообщение о различных ошибках.

В своих отзывах клиенты выделяют следующие проблемы или «ошибки», возникающие при попытке самостоятельно оформить электронное ОСАГО:

  • ссылка на технические работы;
  • возникновение ошибки на этапе оплаты (при этом бывает, что операция проходит после 10-20 кликов на кнопку оплаты – и, соответственно, полис успешно оформляется);
  • задержка SMS-кода: он направляется пользователю при регистрации в личном кабинете, но сообщение приходит через некоторое время – к тому моменту время действия кода уже заканчивается;
  • непонятный SMS-код: иногда он включает символы, используемые как в латинском, так и в русском алфавите – при этом непонятно, какой именно алфавит использован;
  • ошибки при внесении данных о стаже вождения, которые порой не совпадают с данными РСА;
  • ошибки при вводе данных по транспортному средству (номер ПТС или VIN иногда не совпадает с данными РСА или, по мнению сервиса, содержит недопустимые символы);
  • необходимость загрузки (на некоторых сайтах) скан-копий свидетельства о регистрации авто, ПТС или паспорта, после которой возникает ошибка.

Вышеуказанные «ошибки» возникают в том числе на сайтах крупных и известных страховщиков. При этом клиенту предлагается перейти на сайт другой компании – так реализовано внедрение системы «единого агента» в электронное ОСАГО.

При невозможности оформить полис у одного страховщика клиент перенаправляется в другую организацию. Последняя определяется исходя из номера ПТС.

Таким образом, для самостоятельного оформления «автогражданки» через интернет даже сейчас может потребоваться много времени. Необходимо внимательно заполнить все графы электронного заявления; но это не гарантирует успешного технического завершения процедуры. А на сайте другой компании всё придётся начинать заново. Такой процесс может занять несколько часов в течение пары дней.

Этим сейчас активно пользуются отдельные «агенты» страховых компаний: за определенную плату они оформляют за клиента электронную «автогражданку». Однако следует понимать, что для такого оформления е-ОСАГО не нужно быть агентом компании и проходить обучение – достаточно просто уметь работать с компьютером. Соответственно, за правильность ввода данных такой «агент» не отвечает, а для устранения возможных ошибок клиенту придется обращаться к страховщику.

Что делают для доступности е-ОСАГО контролирующие органы

Справедливости ради стоит отметить, что РСА и Центробанк не остаются в стороне от проблемы с доступностью электронной «автогражданки». Регулятор проводит разбирательства по поступающим жалобам на работу сайтов; выделены компании с низким уровнем продаж е-ОСАГО – в правлении Российского союза автостраховщиков с участием представителей Банка России идет разработка системы санкций к страховщикам, саботирующим продажу электронных полисов.

Ожидается, что предложения по этому вопросу будут рассмотрены в РСА 2 февраля, чтобы утвердить перечень санкций к 9 февраля 2017 года.

Не исключено, что конкретный список санкций за нарушение указания Центробанка по реализации «автогражданки» через интернет следовало продумать и опубликовать еще до начала обязательных продаж е-ОСАГО. Учитывая, что многие компании всеми способами старались «оптимизировать» реализацию «автогражданки» в течение нескольких предыдущих лет, текущие проблемы объективно выглядят в достаточной степени предсказуемыми.

ОСАГО с экономией до 78%

Рассчитаем стоимость ОСАГО в 16 страховых компаниях. Покупка полиса в несколько кликов, без комиссии, офисов и курьеров.

Читайте также