Электронному ОСАГО быть!

С 1 июля 2015 года страховые компании приступили к продажам электронного ОСАГО. Сейчас 54 из 72 членов РСА подключены к соответствующей системе. Но на практике оформить ОСАГО в электронном виде получается далеко не на всех сайтах.

Страховщики пытаются ограничить число полисов, приобретаемых через интернет. Автолюбители сталкиваются с техническими проблемами, такими как недоступность базы или «зависание» сайта. В некоторых случаях не проходит оплата полиса. В первую очередь данная ситуация характерна для «токсичных» регионов, в которых проблемы «автогражданки» стоят особенно остро. В интернете страхователи делятся советами и опытом по оформлению ОСАГО на электронной площадке той или иной компании. При этом сама техническая процедура редко вызывает вопросы – необходимо заполнить ячейки, внеся в них необходимую информацию.

Что изменится в Е-ОСАГО с 1 января 2017 года

С учётом сложившейся ситуации было принято решение о вводе с 1 января 2017 года условия об обязательных продажах электронного ОСАГО (Е-ОСАГО) на электронных площадках всех компаний, имеющих лицензии по данному виду страхования. В августе 2016 года был опубликован проект требований ЦБ к соответствующему функционалу интернет-порталов страховщиков. Ограничиться обычным (не продающим) калькулятором ОСАГО компании теперь не смогут.

Первоначально предполагалось, что общая продолжительность перерывов в работе сайта не должна превышать 4 часов в месяц, а длительность одного перерыва – 2 минут.

Страховые компании посчитали такие требования практически невыполнимыми: оформление ОСАГО через сайт страховщика также зависит от работы базы РСА и базы технических осмотров. В октябре проект условий по обеспечению бесперебойных продаж «виртуальной автогражданки» был доработан. В определенной степени Центробанк пошел навстречу страховым компаниям.

В текущем варианте требований длительность перерыва в работе сайта страховой компании увеличена до 30 минут в день (аналогично и для сайта РСА). Также предусмотрена возможность проведения технических работ с 22.00 до 8.00 по московскому времени (не чаще одного раза в месяц). Уведомление о таких работах должно быть размещено не менее чем за сутки.

Надо сказать, что даже такие требования страховщики считают жёсткими с учётом зависимости от сайтов РСА, ЕАИСТО (база техосмотров) и банков, через которые будет проводиться оплата. Без получения коэффициента «бонус-малус» из базы РСА, а также подтверждения наличия действующей диагностической карты удалённо заключить договор не получится. Также для получения электронного полиса важно, чтобы прошла оплата онлайн.

После оформления «автогражданки» на сайте и оплаты страховой премии полис приходит клиенту по электронной почте. Его можно распечатать и возить с собой. Также все данные по полису появляются в личном кабинете клиента, созданном им на сайте страховщика.

Преимущества для обычного страхователя от введения обязательных продаж Е-ОСАГО очевидны – это гарантия доступности услуги на сайтах всех страховщиков (в противном случае страховщику грозит предписание от ЦБ). Как следствие – решение проблемы навязывания дополнительных услуг и очередей в офисах страховых компаний.

Е-ОСАГО и Единый агент

В рамках удалённой реализации обязательного автострахования Российский Союз Автостраховщиков готовит собственные нововведения. РСА собирается перенести принцип работы Единого агента на электронное ОСАГО и создать систему замещения одного страховщика другим. Выбор замещающей компании будет определяться по номеру ПТС – как это происходит и сейчас в рамках соответствующей системы.

В каких именно случаях будет применяться замещение страховщика, пока не совсем ясно.

А именно – будет ли осуществляться «переадресация» при достижении компанией определённой доли продаж, или речь идёт о применении системы только при технических перерывах в работе сайта. Последний вариант, пожалуй, более выгоден для страхователей. Однако вряд ли он будет приветствоваться наиболее крупными страховщиками, на чьи сайты будет поступать максимальное число обращений.

Если же будет введён учёт максимального порога доли продаж (по аналогии с текущим 20-типроцентным порогом Единого агента), ситуация для автолюбителей несколько ухудшится. В этом случае приобрести страховку одной из популярных компаний будет сложнее. Если доля продаж того или иного страховщика достигнет установленного значения, удалённо приобрести у него полис не получится. Система предложит электронную страховку другой компании – за которой закреплен указанный клиентом номер ПТС. Таким образом крупные компании в определённой степени смогут оградить себя от массового наплыва клиентов.

Так или иначе, работа по Е-ОСАГО уже активизировалась. В числе прочего об этом говорят массовые рассылки «пригласительных» SMS-сообщений клиентам, попавшим в привлекательный для страховщиков сегмент. Страхователей приглашают на сайты за электронными полисами.

ОСАГО с экономией до 78%

Рассчитаем стоимость ОСАГО в 16 страховых компаниях. Покупка полиса в несколько кликов, без комиссии, офисов и курьеров.

Читайте также