Как избежать проблем при расторжении договора и возврате денег?

Наверное, в большинстве случаев мотивом расторжения договора страхования становится возврат части страховой премии. Однако далеко не всегда страховая компания обязана при этом вернуть страхователю «неиспользованную» долю оплаченной суммы. А если и обязана, то делает это зачастую за вычетом определённого процента.

С другой стороны, причины для расторжения страховки по инициативе автолюбителя не всегда ограничиваются финансовыми предпосылками. С какими ситуациями могут столкнуться клиенты при решении подобных вопросов?

Расторжение ОСАГО

Когда возможно?

Прежде всего отметим, что в ряде случаев полис ОСАГО прекращает своё действие «автоматически»:

  1. Смерть автовладельца.
  2. Ликвидация одной из сторон договора (страховщика или страхователя – юридического лица).
  3. Утрата или гибель автомобиля.

В перечисленных примерах расчёт части премии, подлежащей возврату, производится исходя из даты соответствующего события. Но если речь идёт о ликвидации страхователя-юрлица, возврат не производится.

Кроме того, законными причинами для расторжения являются смена собственника авто и отзыв лицензии страховой компании. Однако здесь уже договор прекращает своё действие исключительно на основании заявления страхователя. Это значит, что чем позже клиент обратится к страховщику, тем меньшую сумму он вернёт.

Стоит понимать, что договор ОСАГО не может быть расторгнут страхователем по причинам, не относящимся к перечисленным выше. Имеющиеся нормативные ссылки на «иные» законные случаи не нашли заметного практического применения.

Порядок расторжения

Как правило, для расторжения ОСАГО и возврата части премии страховые компании требуют от клиента-физлица следующие документы.

  1. Документ, подтверждающий основание расторжения.
  2. Паспорт для подтверждения личности.
  3. Полис.
  4. Банковские реквизиты для перечисления.

Законом оговаривается лишь первая позиция. Однако, пойдя навстречу страховщику, можно облегчить и ускорить решение вопроса. При этом все оригиналы лучше оставить при себе.

Возврат «неиспользованной» части оплаты по полису производится за вычетом 23%. Страховая организация обязана произвести данную выплату в течение четырнадцати календарных дней после получения необходимых документов, на основании правил ОСАГО.

В случае, если страховщик не уложился в отведённый срок, автолюбителю выплачивается неустойка в размере одного процента от премии по договору за каждый день просрочки. Максимальный размер пени ограничен суммой этой премии.

Нарушения со стороны страховых компаний

Пожалуй, наиболее популярны в данной области следующие нарушения:

  1. Отказ в приёме документов на расторжение.
  2. Затягивание срока возврата денежных средств.
  3. Занижение суммы, причитающейся страхователю.

При подобных нарушениях имеет смысл пожаловаться в Центробанк. При безрезультатности такого шага разрешить ситуацию смогут, скорее всего, только судебные органы.

Расторжение КАСКО

На что рассчитывать?

Данный вид страхования является добровольным, условия расторжения договоров устанавливаются страховщиками. Тем не менее, они не должны противоречить действующему законодательству.

По закону автолюбитель может рассчитывать на возврат части премии при прекращении страхового риска не в результате страхового случая. Чаще всего речь идёт об утрате или гибели авто из-за событий, которые не являются страховым случаем. Какие-либо вычеты или «удержания» при этом не предусмотрены.

В остальных вариантах возврат какой-либо суммы не производится. Во всяком случае, если договором или правилами не предусмотрены иные позиции на этот счёт. Такое, в частности, возможно в отношении продажи транспортного средства. Формально риски при этом сохраняются, поскольку продолжается эксплуатация машины. Поэтому чаще страховщики отказываются вернуть часть оплаченной премии, предлагая переоформить документы на покупателя. Но в некоторых компаниях для таких ситуаций возврат предусмотрен.

Так или иначе, сама возможность расторжения КАСКО является законным правом страхователя. Автолюбитель всегда может стать инициатором прекращения текущих взаимоотношений со страховщиком. Обычно данный порядок находит своё отражение в правилах.

Причины и обстоятельства, подвигнувшие клиента на такой шаг, не имеют значения. А вот страховая компания может расторгнуть полис лишь в конкретных случаях (неуплата премии, изменение степени риска и тому подобное).

Возможные проблемы

Как правило, не возникают проблемы с приёмом заявления на расторжение полиса КАСКО. Но если такие проблемы возникают (будь то очереди, занятость специалистов или что-то ещё) всегда можно направить данный документ по почте.

Что же касается возврата доли премии, то здесь необходимо соизмерять позицию и действия страховщика с законодательством и правилами страхования.

В этом отношении наиболее распространены нарушения двух типов:

  1. Отклонение действий страховой компании от порядка, предусмотренного его же Правилами страхования (или законом, если Правилами конкретная ситуация не оговаривается).
  2. Несоответствие закону определённых позиций Правил страхования.

В этих случаях стоит обратиться в суд или к страховому омбудсмену для восстановления справедливости. Вероятность выигрыша здесь близка к ста процентам.

ОСАГО с экономией до 78%

Рассчитаем стоимость ОСАГО в 16 страховых компаниях. Покупка полиса в несколько кликов, без комиссии, офисов и курьеров.