Технический осмотр: изменения и последствия

Несколько лет назад полномочия по осуществлению технического осмотра были переданы в руки частных организаций, а функции контроля возложены на страховые компании. К чему привели подобные изменения? Соответствуют ли текущие результаты изначально преследуемым целям?

Несколько лет назад передача функций по проведению технического осмотра автомобилей в частные руки стала неожиданным нововведением. Не потому что всё произошло слишком быстро. Наоборот: был даже предусмотрен переходный период, когда соответствующие полномочия были одновременно и у ГИБДД, и у частных организаций. Неожиданным было то, что изменилась многолетняя схема, давным-давно привычная для автовладельцев. С одной стороны, многие принципы и алгоритмы действий сторон сохранились. С другой – в первое время не все представляли даже, куда и к кому необходимо обращаться.

Стоит отметить и параллельные изменения законодательства в этой области, связанные с отменой штрафа за отсутствие у водителя диагностической карты (талона). Обязанность проверки этих документов была возложена на страховые компании, которые без этого теперь не имеют права оформить полис ОСАГО. Таким образом, общая система в этой области претерпела достаточно кардинальные изменения. К которым, впрочем, не так уж сложно было привыкнуть… Но как только автолюбители начинали ориентироваться в сложившемся порядке – изменения продолжались. Хоть уже и в практической плоскости.

Зачем?

Предполагалось, что такие шаги позволят уйти от наболевших недостатков старой системы. Во-первых, из-за очередей и низкого уровня сервиса большинство автолюбителей не проходили процедуру технического осмотра в государственных органах, а покупали талон – пользуясь распространёнными «серыми» схемами. В качестве альтернативы частные организации могли предложить своим клиентам современный уровень обслуживания. А их численность, ограниченная только объёмом спроса, должна была обеспечить оперативность предоставления услуги. Такая ситуация подразумевала существенное снижение стимула пользоваться нелегальными способами оформления документов, а тем более переплачивать за них.

Во-вторых, специализированные сервисы, работающие «на себя», как правило, более внимательны к качеству предлагаемых услуг. А значит, можно рассчитывать на тщательность и добросовестность обследования и диагностики транспорта. Что, безусловно, положительно влияет на безопасность на дорогах. Среди собственников авто имеется достаточно желающих не просто получить «бумажку», а действительно убедится в исправности своего «железного коня». Благо цена здесь регулируется государством и – объективно – является вполне приемлемой. В перспективе можно было рассчитывать на появление качественной рыночной конкуренции (при одинаковой стоимости процедуры), обеспечивающей исправное функционирование всей модели. Логичным выглядело снижение коррупционной составляющей. Совокупность преимуществ действительно позволяла надеяться на положительный результат «перерождения» системы.

Проблемы реализации

По сути, страховые компании во многом оказались не готовы к выполнению функции «проверяющих». Вопросы, связанные с практической стороной данного вопроса, стали возникать один за другим. Ведь теперь каждый страховой агент должен был уметь распознать документ установленного образца, подтверждающий исправность машины. А он может быть и зарубежным! Откуда все продавцы страховых продуктов должны были этому научиться – осталось непонятным. Так же оказалось не ясно, как именно представитель страховщика должен фиксировать предъявление требуемого документа. Технические возможности по изготовлению бумажных или электронных копий есть не всегда, а обычное указание номера диагностической карты в заявлении сопряжено с массовыми злоупотреблениями.

Были и другие моменты, требующие упорядочивания и пояснения со стороны вышестоящих инстанций. Что те и пытались осуществлять – но, увы, в «пожарном» порядке и с разной степенью успешности. В то же время, проявились негативные тенденции и непосредственно в области прохождения технического осмотра. Основными операторами техосмотра ожидаемо стали различные автосервисы, имеющие наработанную техническую и кадровую базу, и потому изначально имевшие здесь преимущество. Нетрудно догадаться, что в такой ситуации у персонала техстанции появляется дополнительное желание обнаружить при проверке автомобиля какую-то неисправность. В том числе и там, где её нет. С целью предложить оперативный ремонт и положительный результат диагностики при повторном осмотре.

Крайне ярко проявлялась разница в подходах проверяющих в зависимости от клиентского потока. Один и тот же автомобиль мог не пройти техосмотр где-нибудь в центральных районах города – но при этом легко получить положительное заключение в области. Также отрицательные нюансы дополнялись техническими сбоями общей базы ЕАИСТО – которые в первое время почему-то были регулярными.

Как обстоят дела теперь?

Время шло, операторов технического осмотра становилось всё больше, и деноминация данной услуги действительно во многом упростила жизнь автолюбителям. Сегодня любой может найти уполномоченную техстанцию вблизи дома или работы, записаться на конкретное время и получить диагностическую карту без нервов или значимых временных затрат. В «автогражданке» тоже всё относительно стабилизировалось: есть онлайн-сервисы проверки документов, да и представители страховых организаций привыкли и подстроились под новую схему. Подстроились, правда, не всегда в рамках закона.

К сожалению, сегодня опять набирает обороты практика «серых схем», порочащих технический осмотр как таковой. По сути, из комплексной услуги это понятие превращается в название бумаги, необходимой для оформления страховки.

Доходит даже до того, что цену за техосмотр включают в стоимость ОСАГО при расчёте стоимости страховки в офисе страховщика. Увеличение количества организаций, предлагающих проведение диагностики, привело к ужесточению конкуренции. В поисках каналов реализации компании-операторы потянулись к страховщикам, предлагая совместное обслуживание клиентов или просто возможность оформления диагностических карт на месте (при продаже полисов ОСАГО). В такой схеме проверка авто даже не проводится.

Страховщики, в свою очередь, ответили открытием «дочек» в этом сегменте – юридических лиц, существующих на бумаге и позволяющих печатать техосмотры без обращения в специализированные организации. В результате по состоянию на апрель 2015 года данной области существуют различные варианты незаконных структур. Но всё сводится к одному: там, где оформляются полисы ОСАГО, наверняка смогут предложить и диагностическую карту. При этом она будет занесена в единую базу и содержать все необходимые реквизиты. Однако с точки зрения закона, такой талон всё равно будет нелегальным, поскольку он выдан без фактической диагностики машины.

Что в итоге?

Да, в законодательных дебрях предусмотрена ответственность операторов технического осмотра за недобросовестность. А именно: если будет установлено, что ДТП произошло из-за неисправности машины, необнаруженной вовремя на СТОА, к этой станции можно предъявить претензию о возмещении ущерба. Но в реальности эта норма практически нереализуема. Во-первых, момент появления неисправности практически недоказуем. А во-вторых, чаще всего уставный капитал «горе-оператора» составляет минимальные 10 000 рублей, да и оборудование окажется арендованным. Так что, взыскивать попросту будет нечего…

Конечно, можно делать «контрольные закупки» или осуществлять иные проверочные мероприятия на регулярной основе с целью привлечения к ответственности вплоть до прекращения профильной деятельности. Только на данном этапе ресурсов для подобных мер у надзорных органов явно не хватает, а потенциальный эффект здесь видится скорее точечным. Что же касается потребителей подобных «подпольных» предложений, то им тем более вряд ли стоит чего-то опасаться. В их отношении уж точно предъявить и нечего, и некому.

Поэтому и реализуется «мутировавший» продукт в массовом порядке по цене 200 – 300 рублей за единицу. Именно такие цены устанавливают некоторые компании-операторы для своих агентов - страховщиков. Лишь бы продавалось.

Да: стоимость ниже нормативно установленной, поэтому о чеках или квитанциях речь не идёт. Деньги от клиентов (с учётом накрутки, разумеется) принимаются без подтверждающих финансовых документов. Диагностическая карта фигурирует в общей профильной базе ЕАИСТО, но – не в бухгалтерской отчётности. При этом одна небольшая компания может вести такую деятельность во многих регионах, якобы проводя технический осмотр на «мобильных пунктах», оформляя диагностические карты через представителей на местах. Последним в такой схеме нужны лишь печати и штампы (включая факсимиле эксперта) и онлайн-доступ в программу.

Безусловно, так проще. Не нужно специально никуда ехать, срочно заниматься устранением дефектов автомобиля. Но в тоже время, это означает самостоятельное ущемление собственных интересов. Ведь конечный потребитель не платит за диагностическую карту 200 рублей. Он платит в лучшем случае себестоимость; в худшем – переплачивает сверх законного ценника. А получает при этом всего лишь возможность оформить полис ОСАГО и бумагу с печатями. Далее автовладелец садится за руль и едет мимо станций обслуживания, готовых качественно выполнить полноценную диагностику по фиксированной цене.

ОСАГО с экономией до 78%

Рассчитаем стоимость ОСАГО в 16 страховых компаниях. Покупка полиса в несколько кликов, без комиссии, офисов и курьеров.

Читайте также