Страхование КАСКО: Кому что по карману?
Поскольку КАСКО относится к добровольным видам страхования, защищающим финансовые риски автовладельца в случае угона или повреждения автомобиля, то возникает соблазн сэкономить на этой страховке. Особенно это касается водителей, убежденных в своем профессионализме или уверенных в надежности гаража и противоугонной системы своего автомобиля. По мнению многих водителей, КАСКО страхование – вообще лишняя трата денег. Так как для них осторожность и различные методы защиты имущества надёжнее, чем отношения с какой-то страховой компанией.
Тем не менее, не торопитесь сразу отказываться от страхования КАСКО только из экономии.
В любой момент это стремление может сыграть плохую шутку, ведь с имущественным автострахованием далеко не всё так однозначно. Конечно, страхование по КАСКО станет в копеечку, но при этом страховка позволяет переложить на плечи страховщика значительную финансовую ответственность. Кроме того, дополнительные сервисы в полисе нередко позволяют экономить время, деньги и нервы. Вот почему большинство согласится, что страхование автомобиля по КАСКО – вещь полезная. Насколько? Попробуем разобраться.
Кто реально может позволить себе страхование КАСКО?
В последнее время все больше потребителей предпочитает покупать авто за наличные. Согласно статистике, в 2016 году менее половины новых автомобилей были куплены в кредит, причём в последние годы соответствующий процент неизменно падал. Следовательно, всё больше автолюбителей делает осознанный выбор в пользу страхования по КАСКО, а не покупает страховку лишь по требованию банков. Полис является желанным для всех автовладельцев, что бы кто ни говорил о КАСКО страховании. Судите сами: возможность гарантированно получить возмещение расходов на ремонт автомобиля в случае страхового события или компенсацию в случае угона дорогого стоит. Вдобавок страховка неоспоримо даёт автовладельцу ощущение спокойствия на весь срок действия договора.
Другой вопрос, насколько это выгодно отдельно взятому гражданину, ибо у каждого своя, специфическая ситуация.
Мы решили проанализировать статистику и взглянуть на целесообразность страхования по КАСКО глазами различных групп автовладельцев. В данном случае акцент сделан на автомобили, купленные без привлечения заёмных средств. Покупатели, приобретающие автомобили не в кредит, интересуются машинами различного уровня стоимости. Одним хочется купить недорогую машину, другие могут позволить себе автомобиль представительского класса, а третьим по карману уникальное авто. Согласно статистическим данным калькулятора КАСКО, интересы автолюбителей можно условно разделить на пять групп.
Таблица 1. Группы покупателей автомобилей в зависимости от цены приобретения.
Группа | Стоимость автомобилей, руб. | От общего числа |
---|---|---|
1 группа | 0 – 500 000 | 20,5% |
2 группа | 501 000 – 700 000 | 29,0% |
3 группа | 701 000 – 1 000 000 | 25,5% |
4 группа | 1 001 000 – 1 500 000 | 15% |
5 группа | 1 501 000 – 10 000 000 | 10% |
На основании данных, приведённых в таблице, можно выделить пять типичных категорий автовладельцев. Это самые характерные владельцы авто, к ряду которых, наверняка, относитесь и вы. Эти категории сформированы на основании следующих критериев:
- Стоимость автомобиля;
- Годовой доход автовладельца;
- Предполагаемый род деятельности страхователя.
Типичные категории автовладельцев
Итак, представим себе пять человек, которые собираются покупать автомобиль и раздумывают о страховании автомобиля по КАСКО. У них разный доход, каждый принадлежит к своей социальной группе. Эти пять групп приведены ниже:
- Гражданин А. Годовой доход – 600 000 рублей. Владелец небольшого магазинчика розничной торговли. Собирается покупать автомобиль стоимостью до 500 000 рублей.
- Гражданин Б. Годовой доход – 750 000 рублей. Управляющий отделения крупного банка. Собирается покупать автомобиль стоимостью до 700 000 рублей.
- Гражданка В. Годовой доход – 1 300 000 рублей. Владеет небольшой сетью бутиков по продаже одежды. Собирается покупать автомобиль стоимостью до 1 000 000 рублей.
- Гражданин Г. Годовой доход – 4 500 000 рублей. Глава многоотраслевой компании. Собирается покупать автомобиль стоимостью до 1 500 000 рублей.
- Гражданин Д. Годовой доход – 20 000 000 руб. Генеральный директор нефтедобывающего холдинга. Собирается покупать автомобиль стоимостью до 7 000 000 руб.
Практика российского рынка показывает, что у нас в стране люди разного уровня доходов зачастую покупают самые дорогие машины, которые только могут себе позволить. Может из-за широты русской души или желания выделиться среди знакомых, но российские покупатели сознательно позволяют себе большие траты, расходуя на покупку автомобиля суммы, близкие к размеру своего годового дохода. В основном это касается покупателей, так называемых «массовых» моделей авто, в число которых входит 75% всех автовладельцев (см. Таблицу 1).
По логике, приобретая настолько дорогую для своих возможностей машину, человек должен позаботиться о защите своих вложений. Однако некоторые владельцы считают, что тратить деньги на КАСКО страхование жалко. Другая категория водителей стремится сэкономить, оформляя договор страхования КАСКО с различными скидками. Есть и довольно значительная третья группа покупателей. Они стараются застраховать автомобиль «как можно более надёжно». В итоге, поддаваясь на уговоры страховых агентов, переплачивают за неоправданно дорогие опции.
Чтобы не полагаться на фортуну и выбрать, действительно, подходящую для себя страховку или вообще отказаться от её приобретения, рекомендуем ответить себе на ряд вопросов:
- Сможет ли страхователь позволить себе предполагаемые расходы на КАСКО страхование? Имеет ли смысл вообще страховать машину, и какой полис лучше всего выбрать? Оценить с учетом доходов страхователя и возраста машины реальные выгоды от такого страхования.
- Нужны ли страхователю дополнительные страховки – от несчастного случая, ДОСАГО и другие?
- Насколько выгодно и целесообразно приобретение дополнительных услуг – бесплатный вызов аварийного комиссара, помощь эвакуатора, выплаты по некоторым случаям без справок ГИБДД и т.д.?
- Стоит ли страховать доп. оборудование и другие специальные приборы в автомобиле?
- Выгодно ли страхователю страхование с франшизой и почему?
Целесообразность страхования автомобиля КАСКО
Каждый страхователь способен сам просчитать выгоды от страхования автомобиля по КАСКО. Главное – нужно знать, на что обращать внимание. Вот почему на примере нашей пятерки мы предлагаем оценить, насколько будут выгодны условия страхования КАСКО для данных страхователей. А вы сможете пользоваться этим способом для анализа собственной ситуации. Представим себе, как будет рассуждать страхователь, оценивая для себя выгодность автострахования.
Гражданин А.
Покупатели автомобилей этой группы, как правило, люди в возрасте от 25 до 45 лет. Они постоянно находятся в движении, от них зависит успешная работа их предприятий. Машина для них – это рабочий инструмент, но на дальние расстояния они ездят редко. Новая машина куплена на собранные деньги, потому что пришло время повышать свой статус. Они обладают большим опытом вождения и не поддаются панике, так как привыкли быстро реагировать на изменение обстановки в бизнесе (и на дороге).
- Тарифы КАСКО для автомобилей этой группы колеблются в пределах 7-10% от стоимости авто в зависимости от наполнения договора дополнительными сервисами. Машина новая и страховать её необходимо, но 50 000 рублей – сумма немалая, учитывая, что это средний месячный доход. Оптимальный вариант – купить все автостраховки в пределах 35 000 – 40 000 рублей (если это возможно). На ОСАГО понадобится порядка 3 500 руб. Если исключить все дополнительные опции из договора страхования КАСКО, останется примерно 35 000 руб. Общая стоимость окажется вполне приемлемой, особенно с учётом того, что застрахованы основные риски по ущербу и угон.
- Учитывая опыт и манеру вождения можно не страховаться от несчастного случая, а покрытия 400 000 рублей по ОСАГО хватит в подавляющем большинстве случаев, ведь такие страхователи обычно не гоняют по городу.
- Дополнительные услуги – очень заманчиво, но вызов аварийного комиссара и мелкие царапины без справок ГИБДД – это удорожание страховки на 20%, т.е. примерно 7 000 рублей. Давайте посчитаем:
- На различные формальности в случае ДТП или сбор справок тратится порядка двух дней.
- В денежном выражении за это время страхователь, отвлекаясь от своей основной деятельности, теряет минимум порядка 50 000 (рублей) / 24 (рабочих дней) * 2 = 4 166 рублей.
- Эта сумма на 2 834 рубля меньше, чем придётся заплатить за дополнительные сервисы. Вроде и очевидно, что такому страхователю выгоднее отказаться от подобных «излишеств». Однако, разумеется, каждый решит целесообразность покупки опций в довесок к полису самостоятельно. Возможно кто-то предпочтет переплатить, чтобы не сталкиваться с необходимостью возиться с документами, не испытывать лишний раз стресс, который выбивает из колеи и заставляет нервничать. Ну а стрессоустойчивые граждане вполне могут отказаться от подобных доп. услуг и заключить договор страхования КАСКО со стандартными рисками.
- Для новой машины заводской комплектации нет смысла отдельно страховать доп. оборудование. На этом можно сэкономить.
В итоге наш первый страхователь получит выгоду, если застрахует свой новый автомобиль по программе страхования КАСКО со стандартным набором рисков по ущербу и угону стоимостью порядка 35 000 рублей, плюс ОСАГО 3 500 руб. Сумма в 38 500 рублей надёжно защитит его финансовое положение на срок действия договора.
Гражданин Б.
Машины данной ценовой категории часто выбирают автовладельцы с более высокими требованиями к потребительским качествам автомобилей. Безусловно, выбор в пользу чуть более дорогих машин определяется и более высоким статусом таких транспортных средств. Автомобиль для таких владельцев – некий показатель продвижения по карьерной лестнице. К такой покупке идут несколько лет. Передвигаются владельцы подобных автомобилей в основном по городу, дальние поездки – явление редкое. Представители данной группы страхователей обычно имеют возраст 30-50 лет, долго занимаются ответственным делом и за их плечами солидный водительский стаж.
- Страхование КАСКО и ОСАГО для автомобилей данной категории обойдется соответственно в пределах 6-9% стоимости машины (порядка 63 000 рублей). Если говорить о минимальной ставке тарифа, то страхование КАСКО обойдётся в 42 000 рублей, что в сумме с полисом ОСАГО составит 46 300 рублей (или 74% от месячного дохода). Вполне приемлемые расходы, чтобы, как говорится, обезопасить себя от самых крупных неприятностей.
- Таким водителям целесообразно рассмотреть возможность расширения лимита автогражданской ответственности до 1 млн. рублей с помощью добровольного ОСАГО (ДСАГО). Это увеличит расходы на страхование ещё на 1 000 рублей. В страховании от несчастного случая особой необходимости нет, поскольку зачастую страхователи этой категории имеют медицинские страховки, где подобные риски учтены.
- Дополнительные сервисы в договоре страхования по КАСКО приводят к удорожанию полиса на 20-30%. Произведя расчеты, аналогичные первому случаю, мы получаем дополнительные траты в размере 10 500 рублей. Учитывая, что средний месячный доход данной категории страхователей составляет порядка 62 500 рублей, доп. услуги КАСКО ощутимо отразятся на кошельке: два дня, отданные на оформление ДТП и подачу документов, обойдутся страхователю в 5 208 рублей. Скорее всего, автовладелец откажется от дополнительных услуг, чтобы сократить расходы на страхование. Опять же, те, кто решительно не хочет тратить время и нервы на бумажную волокиту и встречи с работниками ГИБДД, вольны включить эти услуги в условия страхования КАСКО.
- Дополнительное оборудование и специальные приборы в новом автомобиле заводской комплектации страховать не имеет смысла. Поэтому от страхования этих опций в договоре можно отказаться.
Наш второй страхователь поступит разумно, приобретая стандартный договор страхования КАСКО, полис ОСАГО и, возможно, страхуя вдобавок ДОСАГО. Потратив в общей сложности 42 000 + 4 300 + 1 000 = 47 300 рублей, он получит стандартный пакет по защите своего имущества от ущерба, угона и обезопасит себя на случай ДТП с участием дорогих автомобилей. К тому же, при необходимости можно добавить страхование от несчастного случая. Это порядка 3% от страховой суммы, которую назначает сам страхователь.
Гражданка В.
Автомобили третьей группы пользуются неизменной популярностью у представителей так называемого «среднего класса». Они достаточно состоятельны, но при этом знают цену каждой копейке. В нашем примере это женщина в возрасте 30-40 лет. Бизнес-леди с хорошим заработком могут позволить себе достаточно дорогие машины и зачастую отдают предпочтение продукции известных мировых автопроизводителей. Водительский стаж около 10 лет и уверенность в собственных силах позволяют водителю автомобилей данной ценовой категории достаточно уверенно чувствовать себя на дороге.
- Тариф страхования КАСКО для авто данного сегмента обычно варьируется в пределах 5-8%. Договор со стандартными условиями для такого водителя обойдётся приблизительно в 60 000 рублей. Полис ОСАГО – в пределах 4 700 рублей. Итого 64 700 руб., что составляет 60% от среднего месячного дохода страхователя, равного 108 300 рублям. Согласитесь, защитить свой новый автомобиль, а также спокойствие и нервы потратив немногим более половины месячного дохода – вполне неплохо.
- Учитывая психологический портрет страхователя, не лишне рассмотреть вариант страхования от несчастных случаев, которое обойдётся в пределах 3-5% от страховой суммы. Допустим, договор страхования на сумму 100 000 рублей будет стоить 3 000 руб. Но если вы считаете себя удачливым человеком и редко попадаете в неприятности или уже имеете медицинскую страховку, то на этом можно сэкономить. То же касается и ДОСАГО.
- С целью экономии времени и во избежание ненужных стрессовых ситуаций имеет смысл обратить внимание на дополнительные сервисы. Такие услуги как оформление мелких повреждений без справок ГИБДД и вызов эвакуатора потребуют приблизительно 15% дополнительных расходов, т.е. порядка 9 000 рублей. Если же посчитать время, потраченное на оформление документов для выплаты, то получается, что это обойдется страхователю в 9 208 рублей. Это не считая нервов и здоровья. Безусловно, с учетом этого факта есть смысл в покупке дополнительных опций.
- В новом автомобиле всё оборудование входит в заводскую комплектацию и не подлежит дополнительному страхованию. Именно поэтому переплачивать не стоит.
Итак, наш страхователь при условии отказа от страхования НС и ДОСАГО вполне может позволить себе отлично застрахованные финансовые риски по цене 64 700 + 9000 = 73 700 рублей, что составляет 68% от среднего дохода в месяц. Эти расходы не обрушат бюджет семьи, зато чрезвычайно успокоят всех домочадцев.
Гражданин Г.
Покупатели автомобилей данной категории – достаточно состоятельные люди, обычно в возрасте 40-50 лет или старше. Это состоявшиеся личности, которые ценят статус машины, часто отправляются в далёкие поездки на личном транспорте. Кроме того, в случае необходимости такие автовладельцы оборудуют свой автомобиль дополнительными средствами коммуникации. Дорога для них также важна, как и их непосредственная деятельность.
- Величина расходов на страхование КАСКО автомобилей данной ценовой категории колеблется в пределах 4,5-7% от стоимости машины. Для нашего примера полное КАСКО страхование автомобиля обойдётся в 7% от стоимости машины (105 000 рублей). ОСАГО – примерно 5 300 рублей. Среднемесячный доход граждан данной группы составляет 375 000 рублей, поэтому расходы на страхование авто – это 30% от их месячного дохода. Вопрос о целесообразности приобретения полиса КАСКО даже не обсуждается, поскольку машина новая и дорогая.
- Из дополнительных видов страхования имеет смысл приобрести ДОСАГО. Это обойдется в 1 500 рублей, однако расширит лимит гражданской ответственности водителя до 1 млн. рублей.
- Применение дополнительных сервисов приводит к удорожанию страхования КАСКО на 50%. Однако можно выбрать только наиболее подходящие (например, вызов аварийного комиссара на место ДТП). Кроме того, можно сэкономить на подобных расходах, если есть водитель, который будет заниматься оформлением ДТП вместо автовладельца.
- Если на новый автомобиль поставлено дорогое оборудование, не входящее в базовую комплектацию автомобиля, то лучше застраховать и его. Это приведет к удорожанию полиса на 22 500 рублей.
Подводя черту, можно сказать, что гражданину Г. автострахование обойдется в 132 800 рублей или 35,5% от ежемесячного дохода. Много это или мало – судить вам.
Гражданин Д.
К этой категории относятся наиболее состоятельные россияне. Вопрос об экономии средств на страховании для них не стоит. Это люди от 40 лет и старше, обладающие большим опытом вождения, привыкшие к трудностям дороги. Возможно даже, что автомобили относятся к страстным увлечениям такого человека. Значит, это водитель с профессиональными навыками и водительским стажем порядка 15-20 лет. Нередко за рулём подобной машины можно встретить профессионального водителя, который работает на автовладельца. Настолько дорогой автомобиль требует качественного и всеобъемлющего страхования.
- Расходы на страхование КАСКО для автомобилей этой категории составляют 3-5% от страховой суммы (порядка 350 000 рублей). ОСАГО – 5 800 рублей. Общая сумма расходов 355 800 рублей, что составляет 21% от среднемесячного дохода (1 667 000 рублей). Понятно, что о целесообразности страхования КАСКО вопрос не стоит. Страховка необходима, притом наиболее полная.
- В страховании от несчастного случая для этой категории автолюбителей нет необходимости потому, что в основном подобные граждане имеют накопительные программы и/или медицинские страховки. Зато ДОСАГО им явно не помешает – это ещё порядка 3 000 рублей.
- Как отмечалось выше, дополнительные услуги увеличивают стоимость страхования КАСКО на 50%. Здесь также можно выбрать самые привлекательные сервисы и уменьшить эту цифру до 20% (70 000 рублей).
- Автомобиль за 7 000 000 рублей наверняка оснащен по последнему слову техники и хотя бы первые три года не будет нуждаться в специальных приборах. Так что от страхования доп. оборудования можно без потерь отказаться.
Как видим, невзирая на большую стоимость автострахования (428 800 рублей), эта сумма составляет всего 26% от среднемесячного дохода данного страхователя. К тому же не стоит забывать, что эти деньги освобождают автовладельца практически от всех хлопот, касающихся пользования автомобилем.
В заключение отметим, что расценки в наших расчётах несколько завышены и соответствуют уровню страхования КАСКО в Москве и Санкт-Петербурге. Поэтому рекомендуем учитывать, что для других регионов расходы на страхование КАСКО могут оказаться ниже.
Мы намеренно пропустили в описаниях пятый вопрос, где упоминается франшиза. Страхование КАСКО с применением франшизы – это тема более подробного разговора. Здесь мы коротко отметим, что применив франшизу при заключении договора, можно сэкономить 10-20% для каждой группы автомобилей. Если это существенная экономия, то правила применения франшизы следует изучить более подробно.
ОСАГО с экономией до 78%
Рассчитаем стоимость ОСАГО в 16 страховых компаниях. Покупка полиса в несколько кликов, без комиссии, офисов и курьеров.