К другим новостям
Страховые дискуссии 14 мая 2018 /

Либерализация может удешевить «автогражданку»

О возможном итоге либерализации ОСАГО РСА говорит на примере Германии, где отмена государственного регулирования привела к снижению стоимость обязательных страховок для автовладельцев.

В Берлине эксперты РСА встретились с коллегами из Германии – Германским союзом страховщиков, которые поделились своим опытом установления свободных тарифов ОСАГО. Это произошло 1 июля 1994 года. Старший менеджер по Центральной и Восточной Европе ГСС Франк Тирольф поделился тогдашними опасениями и страховщиков, и их клиентов. По его словам, «отмены тарифного регулирования опасались все». Страховые компании ожидали ужесточения конкуренция на рынке, а потребители – роста не сдерживаемых контрольно-надзорным органом цен на страховку. И если опасения страховщиков оправдались – конкуренция действительно выросла, то страхи автовладельцев быстро рассеялись: «тарифы резко снизились».

Так, в 1994 году, до отпуска цен в свободное плавание, за «автогражданку» германские автовладельцы платили в среднем почти по 300 евро. В 1999 году средняя цена снизилась до 250 евро, в 2010 – почти до 200 евро. В 2015 году стоимость выросла, в среднем до 248 евро, но выше 260 ни разу с 1994 года не поднималась.

Другим положительным эффектом либерализации тарифов стало увеличение выплаты за вред жизни и здоровью: если в 1994 году пострадавший в ДТП в среднем получал около 11 тысяч евро, то в 2015 году – более 16,5 тысячи евро. Выплаты по «железу» практически не изменились и сохранились на уровне 2,4-2,5 тысячи евро.

Автостраховщики же в первые пять лет несли колоссальные потери. В 1999 году технический результат работы германских автостраховщиков составил -1,7 миллиарда евро. После многолетней адаптации, к 2002 году, он вышел в плюс, а по итогам 2003 года составил 500 миллионов рублей. Как отмечают германские коллеги, это максимальный технический результат с 1980 года. В последующие годы работы прибыль сменялась убытками по циклу. В целом, эксперты германского рынка автострахования считают его сбалансированным.

Ф. Тирольф понимает, что российский рынок отличается от германского и, «скорее всего, сценарий его развития после освобождения тарифов будет отличаться от германского». Тем не менее, он призывает не бояться либерализации.

Эксперты РСА даже называют то, что принципиально отличает два рынка: на российском расцветает бизнес криминальных автоюристов. Именно их деятельность может стать причиной резкого роста тарифов на первых порах после их либерализации, особенно в тех регионах, где мошенники наиболее активны. Однако этой опасностью уже можно пренебречь, считают в РСА, так как за январь-март выплаты по «автогражданке» сократились почти на треть, до 33,5 миллиарда рублей благодаря введению приоритета натурального возмещения.

В РСА убеждены, что свободные тарифы нужны, в первую очередь, потребителям, которые получат справедливое тарифообразование. «Сейчас в условиях жёсткого регулирования тарифов государством все автовладельцы – и молодые, и опытные, и аккуратные, и лихачи – платят усреднённую, а значит, плюс-минус одинаковую цену за страховку», – подчёркивает И. Юргенс.

Свободные тарифы, по мнению главы РСА, сделают возможным индивидуализировать ценообразование для каждого водителя, а значит, большая часть автовладельцев (коэффициент Кбм меньше 1 есть у 81% страхователей) будет платить за ОСАГО меньше, подытожил И. Юргенс.

Назначьте свою цену Каско на renins.comНазначить цену

Найди самый выгодный тариф на свой автомобиль!

*Результаты расчета стоимости КАСКО и ОСАГО даны для водителя мужчины, 35 лет, не женатого, без детей, со стажем 10 лет, город регистрации автомобиля – Москва, значение КБМ – 0,75. Цена полиса приведена для справки и не является публичной офертой.