Судебный рейтинг страховых компаний
Обилие компаний на российском страховом рынке нередко ставит в тупик не только начинающих автовладельцев, но и автомобилистов с солидным стажем. Как же из этого многообразия выбрать надежную компанию с доступными тарифами? Ответ прост: следует в первую очередь обратить внимание на отзывы других автолюбителей, уже имеющих опыт получения выплаты в конкретной компании. Однако не у всех владельцев машин найдется нужное количество времени на изучение нескольких десятков отзывов о том или ином страховщике. В данном случае наиболее разумный вариант – изучение различного рода рейтингов, в том числе составленных на основании оценок рядовых автолюбителей. При этом будущий страхователь должен понимать, что каждый рейтинг составляется на основании ограниченного количества критериев, поэтому порой такие данные не позволяют в полной мере судить о благонадежности страховщика. Для того чтобы понять, каким рэнкингам можно доверять, а каким нет, стоит рассмотреть их разновидности.
Какие бывают рейтинги?
Обычно оценкой благонадежности страховщиков занимаются либо специализированные рейтинговые агентства, либо профильные средства массовой информации, а именно страховые сайты. Кроме того, раз в квартал публикуется официальная бухгалтерская отчетность страховщика. Ее можно найти или на сайте страховой компании, или на сайте Центробанка РФ, который на сегодняшний день является единственным государственным органом, курирующим деятельность страховщиков. Если обобщить, то можно выделить несколько основных категорий рейтингов.
- Рэнкинг, составленный отечественным или зарубежным экспертным агентством. Участие в таких рейтингах, как правило, платное, а для оценки финансовой устойчивости страховой компании используются различные методики анализа и прогнозирования. Минус таких рейтингов в том, что страхователю предлагают принять на веру итоговую оценку. При этом у рядового автовладельца, не обладающего специальными знаниями, нет возможности самостоятельно перепроверить выводы экспертов. Случалось, что даже компании, имеющие высокую оценку по шкале надежности, не могли более нести обязательства перед клиентами и впоследствии были признаны банкротами.
- Рэнкинг, составленный независимыми экспертами или журналистами на основании статистики Центробанка РФ. Обычно позволяет очень точно определить финансовое состояние страховщика, но только по отдельным позициям, таким как сборы страховой премии, объем заявленных и урегулированных убытков, общий объем выплат. К сожалению, при всей своей точности такой рейтинг не позволит на сто процентов оценить благонадежность страховщика. Например, отличные показатели по собранной страховой премии могут объясняться не высоким уровнем доверия клиентов, а грамотно проведенной рекламной компанией.
- Рэнкинг, составленный на основании реальных отзывов автовладельцев. Такой рейтинг позволяет заблаговременно узнать, что ждет страхователя при наступлении страхового события. Однако даже в этом случае нельзя сказать, что оценка деятельности конкретной страховой компании абсолютно объективна. Бывает, что негативные отзывы оставляют разъяренные клиенты, которые только что получили отказ в выплате и потому могут не совсем объективно оценивать действия страховщика. А вот при положительном исходе дела автовладельцы напротив крайне редко пишут о страховых компаниях что-то хорошее.
В продолжение всего вышеизложенного нужно отметить, что оптимальным вариантом является комбинированный рейтинг, в котором учитывается не только актуальная финансовая статистика, но и другие параметры. Одним из лучших способов классификации и оценки позиции страховщика является рейтинг судебных тяжб страховых компаний. Учитывая этот факт, стоит остановиться на нем более подробно.
Судебный рейтинг российских страховщиков
Итак, по какому же принципу составляется упомянутый рэнкинг? Все просто, в расчет принимается соотношение общего числа заявленных убытков и количества судебных дел с участием конкретной страховой компании. Такой подход позволяет определить, кто из отечественных страховщиков чаще всего не может полюбовно договориться с клиентами и партнерами. Преимущество оценки благонадежности страховой компании на основании подобной статистики позволит автовладельцу избежать сотрудничества со страховщиком-сутяжником.
Нужно отдельно отметить, что для удобства пользователей рейтинг судебных дел страховщиков за 2014 год разделен на две части. В первой таблице приведена статистика по страховым компаниям, лидирующим по общему объему собранной страховой премии. Во второй таблице содержится информация об остальных автостраховщиках, представленных на нашем сайте.
При составлении обоих рэнкингов были использованы материалы Центробанка России, а также данные о судебных разбирательствах, находящиеся в свободном доступе. При этом в графе «Количество судов с участием страховщика» указано общее количество судебных дел, в которых страховая компания приняла участие в 2014 году в любом качестве, вне зависимости от итогового вердикта. В рейтингах фигурируют исключительно компании, занимающиеся автострахованием.
Таблица 1. Рейтинг судебных тяжб ведущих страховщиков за 2014 год.
таблица скроллится вправо№ | Компания | Сборы, тыс. р. | Заявленные убытки, шт. | Судебные дела страховщика, шт. | Частота судебных споров |
---|---|---|---|---|---|
01 | Росгосстрах | 523 547 804 | 4 273 072 | 217 044 | 5,08% |
02 | Цюрих | 27 537 181 | 358 653 | 13 240 | 3,69% |
03 | Компаньон | 32 298 948 | 255 415 | 6 130 | 2,4% |
04 | Ренессанс | 86 531 450 | 948 954 | 21 831 | 2,3% |
05 | Кардиф | 15 810 701 | 70 210 | 1 572 | 2,24% |
06 | МСК | 50 813 603 | 1 172 402 | 23 255 | 1,98% |
07 | ВСК | 162 543 652 | 2 104 021 | 31 314 | 1,49% |
08 | Капитал | 34 017 255 | 249 066 | 3 559 | 1,43% |
09 | МАКС | 61 202 868 | 1 771 159 | 22 306 | 1,26% |
10 | Согласие | 151 123 408 | 2 831 923 | 30 572 | 1,08% |
11 | Альянс | 106 708 311 | 2 235 158 | 23 485 | 1,05% |
12 | ВТБ-Страхование | 144 370 788 | 539 642 | 4 851 | 0,9% |
13 | Северная казна | 21 142 330 | 201 851 | 1 678 | 0,83% |
14 | ЖАСО | 52 195 104 | 478 887 | 3 154 | 0,66% |
15 | РСТК | 16 368 810 | 193 980 | 1 089 | 0,56% |
16 | Югория | 25 390 673 | 436 148 | 2 086 | 0,48% |
17 | УралСиб | 66 589 399 | 1 309 294 | 5 666 | 0,43% |
18 | НАСКО | 18 301 198 | 149 054 | 630 | 0,42% |
19 | ЮЖУРАЛ-АСКО | 12 749 261 | 193 141 | 801 | 0,41% |
20 | АИГ | 12 466 011 | 70 912 | 263 | 0,37% |
21 | РЕСО-Гарантия | 278 524 559 | 12 441 751 | 38 185 | 0,31% |
22 | ЭРГО-Русь | 25 778 270 | 173 355 | 447 | 0,26% |
23 | Сургутнефтегаз | 18 008 519 | 177 899 | 469 | 0,26% |
24 | РСХБ-Страхование | 15 806 725 | 21 151 | 44 | 0,21% |
25 | Ингосстрах | 300 862 454 | 26 463 633 | 41 913 | 0,16% |
26 | Энергогарант | 40 449 477 | 512 254 | 808 | 0,16% |
27 | АльфаСтрахование | 212 209 403 | 15 604 049 | 22 488 | 0,14% |
28 | СОГАЗ | 475 321 383 | 2 794 209 | 3 176 | 0,11% |
29 | Транснефть | 38 012 183 | 289 754 | 292 | 0,1% |
30 | Купеческое | 13 847 231 | 152 732 | 100 | 0,07% |
Лидером по соотношению количества судебных дел к числу заявленных убытков стала ведущая отечественная компания. Кроме того, «Росгосстрах» с большим отрывом лидирует по общему количеству судебных тяжб. Стоит заметить, что во многом это объясняется колоссальными объемами бизнеса страховщика, собравшего за 2014 год более 523,5 миллиардов рублей. Однако нельзя обойти вниманием многочисленные негативные отзывы автовладельцев относительно выплат страхового возмещения по «автогражданке». Потому логично заключить, что «РГС» вполне заслуженно лидирует в рейтинге судебных тяжб страховщиков.
В тройку лидеров данного рэнкинга также входят страховые компании «Компаньон» и «Цюрих». Здесь важно отметить, что последняя компания не так давно сменила собственника, а значит, в перспективе автолюбители могут рассчитывать на улучшение политики страховщика в области выплат. Кстати, теперь СК «Цюрих» называется «Зетта Страхование». А вот со страховой группой «Компаньон» все совсем иначе. С каждым годом автостраховщик неуклонно поднимается все выше и выше в рейтинге судебных тяжб. Кроме того, постоянно увеличивается количество жалоб страхователей на действия данной организации. Остается только надеяться, что руководство страховой группы проводит мониторинг подобной статистики и в будущем предпримет шаги для улучшения ситуации.
Перспективные автостраховщики
Теперь пришло время рассмотреть позиции остальных участников российского страхового рынка. Конечно, эти компании имеют гораздо меньше клиентов, чем лидеры отечественного страхования. Однако нередко именно таких страховщиков выбирают автолюбители, пытающиеся сэкономить при покупке КАСКО . Вот почему в любом случае стоит оценить благонадежность данных компаний с точки зрения их судебного рейтинга. Тем более что в обозримом будущем многие из них могут попасть в число лидеров рынка по сборам.
Таблица 2. Рейтинг судебных тяжб страховщиков за 2014 год.
таблица скроллится вправо№ | Компания | Сборы, тыс. р. | Заявленные убытки, шт. | Судебные дела страховщика, шт. | Частота судебных споров |
---|---|---|---|---|---|
01 | СТОЛА | 45 656 | 15 | 2 | 13,33% |
02 | Лойд-Сити | 237 302 | 2 285 | 180 | 7,88% |
03 | Независимость | 5 425 333 | 4 157 | 316 | 7,60% |
04 | Поволжский страховой альянс | 3 454 967 | 49 390 | 2 256 | 4,57% |
05 | ДАР | 4 287 933 | 34 519 | 1 437 | 4,16% |
06 | Д2 Страхование | 2 882 258 | 29 801 | 946 | 3,17% |
07 | БИН Страхование | 9 581 013 | 196 135 | 5 677 | 2,89% |
08 | Сосьете Женераль | 5 090 165 | 5 977 | 164 | 2,74% |
09 | Европлан | 4 510 225 | 26 510 | 711 | 2,68% |
10 | Екатеринбург | 2 670 302 | 25 391 | 599 | 2,36% |
11 | Межотраслевой страховой центр | 5 369 321 | 84 480 | 1 862 | 2,20% |
12 | АСК-Петербург | 4 392 961 | 28 380 | 557 | 1,96% |
13 | Астро-Волга | 2 140 784 | 39 466 | 739 | 1,87% |
14 | Двадцать первый век | 2 307 441 | 8 970 | 157 | 1,75% |
15 | Московия | 2 557 300 | 23 914 | 416 | 1,74% |
16 | Мегарусс-Д | 9 496 618 | 96 494 | 1 662 | 1,72% |
17 | Объединенная страховая компания | 12 008 667 | 174 448 | 2 756 | 1,58% |
18 | Ангара | 1 049 434 | 17 508 | 262 | 1,50% |
19 | Проминстрах | 5 911 451 | 14 916 | 222 | 1,49% |
20 | Антал Страхование | 1 415 946 | 15 417 | 222 | 1,44% |
21 | Подмосковье | 1 520 816 | 22 562 | 312 | 1,38% |
22 | НСГ-Росэнерго | 4 026 768 | 37 652 | 454 | 1,21% |
23 | АСКО | 9 324 528 | 248 171 | 2 530 | 1,02% |
24 | Открытие Страхование | 10 610 660 | 140 218 | 1 344 | 0,96% |
25 | ЭНИ | 1 869 214 | 22 026 | 194 | 0,88% |
26 | Национальная страховая группа | 8 690 376 | 57 325 | 494 | 0,86% |
27 | ОРАНТА | 8 834 497 | 417 257 | 3 489 | 0,84% |
28 | ПАРИ | 10 819 285 | 87 868 | 691 | 0,79% |
29 | Гелиос | 9 322 246 | 51 821 | 392 | 0,76% |
30 | Итиль Армеец | 3 625 540 | 35 984 | 221 | 0,61% |
31 | Советская | 4 858 758 | 59 498 | 346 | 0,58% |
32 | Геополис | 2 890 624 | 31 176 | 145 | 0,47% |
33 | Гефест | 9 666 747 | 71 174 | 324 | 0,46% |
34 | Регионгарант | 4 761 238 | 24 953 | 113 | 0,45% |
35 | Интач | 8 026 361 | 101 984 | 424 | 0,42% |
36 | Спасские ворота | 3 546 720 | 38 745 | 149 | 0,38% |
37 | Помощь | 10 455 912 | 108 896 | 347 | 0,32% |
38 | Инвестиции и финансы | 7 764 522 | 69 852 | 196 | 0,28% |
39 | Надежда | 5 907 377 | 101 027 | 272 | 0,27% |
40 | Британский страховой дом | 7 907 719 | 56 004 | 129 | 0,23% |
41 | ГАЙДЕ | 5 722 071 | 129 395 | 303 | 0,23% |
42 | Либерти | 12 307 916 | 325 355 | 707 | 0,22% |
43 | Адонис | 2 154 901 | 68 750 | 139 | 0,20% |
44 | Евро-Полис | 10 173 497 | 159 483 | 262 | 0,16% |
45 | Фьорд | 949 932 | 16 979 | 28 | 0,16% |
46 | Сибирский дом страхования | 2 242 784 | 152 564 | 200 | 0,13% |
47 | Чулпан | 9 575 198 | 78 403 | 95 | 0,12% |
48 | Тинькофф | 3 865 883 | 8 375 | 4 | 0,05% |
49 | Страж | 5 752 015 | 325 834 | 128 | 0,04% |
Две верхние строчки в Таблице 2 занимают не слишком крупные страховщики, известные лишь некоторым автовладельцам. А вот компания, занявшая третье место, заслуживает особого внимания. Все дело в нестандартном подходе к урегулированию убытков, который использует СК «Независимость», более известная под брендом «Важно. Новое страхование». Страховщик активно продвигает КАСКО с использованием систем телеметрии.
Для этого специалистами компании было разработано приложение для мобильных гаджетов. Оно позволяет не только отслеживать ключевые параметры движения автомобиля, но и заявить о страховом событии. Однако статистика судебных исков свидетельствует о низкой эффективности подобной практики урегулирования убытков. Правда, вероятнее всего в будущем страховщик усовершенствует свою систему телематического страхования, что позволит снизить количество судебных разбирательств.
Если в целом оценить данные Таблицы 2, становится понятно, что в ней в основном представлены не слишком крупные столичные компании, как правило, кэптивные. Кроме того, практически половину рейтинга судебных тяжб страховых компаний занимают региональные страховщики. На фоне остальных регионалов наиболее ярко выделяется «Поволжский страховой альянс», занимающий четвертую строчку. Также как и в случае с «Росгосстрахом» такая статистика подтверждается отрицательными отзывами о деятельности страховщика. Опять же остается надеяться, что руководство страховой компании примет своевременные меры для исправления ситуации.
Что все это значит?
У автовладельца, изучившего судебный рэнкинг, может возникнуть логичный вопрос, как использовать полученные знания на практике. Все очень просто: достаточно выполнить онлайн расчет в калькуляторе КАСКО , выбрать страховщиков с оптимальным соотношением цена-качество, а затем найти заинтересовавшие компании в одной из приведенных таблиц. Это позволит оценить, с какой частотой по отношению к заявленным убыткам страховая компания вступает в судебные споры.
Соответственно, чем реже автостраховщик фигурирует в судебных хрониках, тем больше вероятность получить достойную выплату без обращения в суд.
Однако при этом страхователю не стоит забывать о необходимости изучения страховых правил конкретной компании. Нередко именно невнимательное прочтение данного документа и договора страхования приводят к конфликту между клиентом и страховой компанией, что впоследствии выливается в судебное разбирательство. Так или иначе, при выборе автостраховщика следует, прежде всего, руководствоваться его репутацией и условиями действия страховки, а уже потом пытаться выгадать в стоимости КАСКО . А по «автогражданке» вовсе не получится купить полис дешевле, ведь на сегодняшний день все ведущие компании, как правило, применяют максимальное значение базовой ставки.
Итоги
В заключение хотелось бы отметить, что каждый автовладелец вправе самостоятельно решать, подходит ли ему конкретная страховая компания, ведь все тяжесть ответственности за неправильное решение ляжет только на него. Важно помнить, что величина и сроки выплаты обычно указываются в правилах страхования , следовательно, нужно изучать данный документ еще до подписания договора, а не в случае возникновения проблем с получением возмещения. Причем это справедливо как для добровольного автострахования, так и для обязательной «автогражданки».