В 2020 году на проблемы с немоторными страховками пожаловались 20,3 тыс. граждан

Обязательным досудебный порядок урегулирования споров по договорам немоторного страхования стал в ноябре 2019 года. За последующий год, по предварительным данным Службы финансового уполномоченного, граждане подали 20,3 тысячи заявлений, или 10,8% от общего числа обращений. Средний размер требования превысил 130 тысяч рублей. Такие данные привела финансовый уполномоченный Светлана Никитина.

Споры по ОСАГО, ДСАГО и КАСКО финомбудсмен рассматривает с 1 июня 2019 года, по остальным видам страхования, кроме ОМС, с 28 ноября того же года. Чуть менее 16,4 тысячи заявлений касаются споров по договорам страхования жизни и от несчастных случаев и болезней. Их количество росло месяц от месяца в течение всего года: в декабре 2019 года – 318 жалоб, в ноябре 2020 года – две тысячи. Никитина связывает большое количество жалоб на лайфовые страховки с колоссальным ростом их продаж в прошлые годы. При этом в 2020 году наблюдался спад продаж, поэтому омбудсмен ожидает сокращения жалоб в будущие год-два. По договорам имущественного страхования поступило 2,5 тысячи претензий. В общей сложности омбудсмен принял шесть тысяч решений по договорам немоторного страхования.

Наибольшее число споров связано с отказом страховщиков возвращать деньги при досрочном расторжении таких договоров, заключение которых, как правило, связано с оформлением кредита. Никитина обращает внимание на то, что ключевой момент в решение спора связан именно с процессом оформления кредитного и страхового договоров: если клиенту не была предоставлена возможность получить заём без страховки, то финомбудсмен удовлетворяет претензию на возврат части премии. Наибольшие сложности возникают у потребителей при подключении к коллективной страховке.

Несколько заявлений поступило в отношении договоров инвестиционного страхования, однако омбудсмен не смог их удовлетворить, так как наличие подписи клиента в договоре означает, что он согласен с предложенными условиями добровольного страхования. Однако даже их можно оспорить, если, например, на первой странице среди страховых случаев указана смерть, а в конце договора запрятан список исключений, среди которых – смерть по какой-либо причине (например, вследствие онкологического заболевания). Никитина называет такое поведение недобросовестным, так как страховщик рассчитывает на невнимательность клиента.

На сайте finuslugi.ru предоставляются услуги оператора финансовой платформы ПАО Московская Биржа, а также услуги ООО «МБ Маркетплейс», организации, не являющейся оператором финансовой платформы в соответствии с Федеральным законом от 20.07.2020 №211-ФЗ «О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы». Услуги оператора финансовой платформы ПАО Московская Биржа обозначены пометкой «Открытие онлайн на Финуслугах». Иная информация на сайте www.finuslugi.ru считается размещенной ООО «МБ Маркетплейс», если иное явно не следует из существа размещаемой информации. ООО «МБ Маркетплейс» входит в Группу «Московская Биржа».

Группа «Московская Биржа» - ПАО Московская Биржа и юридические лица, находящиеся под прямым или косвенным контролем ПАО Московская Биржа.