В 2020 году на проблемы с немоторными страховками пожаловались 20,3 тыс. граждан
Обязательным досудебный порядок урегулирования споров по договорам немоторного страхования стал в ноябре 2019 года. За последующий год, по предварительным данным Службы финансового уполномоченного, граждане подали 20,3 тысячи заявлений, или 10,8% от общего числа обращений. Средний размер требования превысил 130 тысяч рублей. Такие данные привела финансовый уполномоченный Светлана Никитина.
Споры по ОСАГО, ДСАГО и КАСКО финомбудсмен рассматривает с 1 июня 2019 года, по остальным видам страхования, кроме ОМС, с 28 ноября того же года. Чуть менее 16,4 тысячи заявлений касаются споров по договорам страхования жизни и от несчастных случаев и болезней. Их количество росло месяц от месяца в течение всего года: в декабре 2019 года – 318 жалоб, в ноябре 2020 года – две тысячи. Никитина связывает большое количество жалоб на лайфовые страховки с колоссальным ростом их продаж в прошлые годы. При этом в 2020 году наблюдался спад продаж, поэтому омбудсмен ожидает сокращения жалоб в будущие год-два. По договорам имущественного страхования поступило 2,5 тысячи претензий. В общей сложности омбудсмен принял шесть тысяч решений по договорам немоторного страхования.
Наибольшее число споров связано с отказом страховщиков возвращать деньги при досрочном расторжении таких договоров, заключение которых, как правило, связано с оформлением кредита. Никитина обращает внимание на то, что ключевой момент в решение спора связан именно с процессом оформления кредитного и страхового договоров: если клиенту не была предоставлена возможность получить заём без страховки, то финомбудсмен удовлетворяет претензию на возврат части премии. Наибольшие сложности возникают у потребителей при подключении к коллективной страховке.
Несколько заявлений поступило в отношении договоров инвестиционного страхования, однако омбудсмен не смог их удовлетворить, так как наличие подписи клиента в договоре означает, что он согласен с предложенными условиями добровольного страхования. Однако даже их можно оспорить, если, например, на первой странице среди страховых случаев указана смерть, а в конце договора запрятан список исключений, среди которых – смерть по какой-либо причине (например, вследствие онкологического заболевания). Никитина называет такое поведение недобросовестным, так как страховщик рассчитывает на невнимательность клиента.