ОНФ подсчитало, какие банки-агенты заработали наибольшие комиссионные
Эксперты ОНФ указывают на то, банки являются основным каналом продаж страховок жизни, имущества и других полисов. Они продают их не только ипотечным заёмщикам, но и тем, кто оформляет потребительские кредиты. Эксперты проекта ОНФ «За права заёмщиков» решили подсчитать, какие банки заработали наибольшие агентские.
Чаще всего банки принуждают клиентов к страхованию жизни, страхованию от несчастных случаев и болезней, страхованию имущества. Большая часть заёмщиков и не подозревает о том, что они не обязаны их покупать, а отдельные специалисты в неформальных беседах с клиентами сообщает им о существующем плане по продаже страховок и выговорах начальства, если план не выполнить.
За 2017 год банки-посредники принесли страховым компаниям в качестве премии по страховым договорам почти 110 миллиардов рублей. Почти половина этих сборов – 53,7 миллиарда рублей – выплачена банкам в виде комиссионного вознаграждения (для сравнения: в 2016 году банки получили вознаграждение в объёме 46,5 миллиарда рублей).
Самым выгодным видом страхования для банков является страхование от несчастных случаев и болезней: продав страховок на 49,35 миллиарда рублей, они получили вознаграждение в размере 27,2 миллиарда рублей (более 55%). Страхование жизни заёмщика принесло банком 17,33 миллиарда рублей агентских (общая премия – 40,36 миллиарда рублей, комиссионные составили 42,9%). За продажу страховок имущества граждан страховщики получили 9,16 миллиарда рублей (совокупный объём премии – 19,76 миллиарда).
Наибольшие агентские выплатили «дружественные» банкам страховщики: «ВТБ-Страхование» – 13,51 миллиарда рублей, «Ренессанс Жизнь» – 12,06 миллиарда рублей, «Сбербанк Страхование жизни» – 5,57 миллиарда рублей. Примерно по пять миллиардов рублей выплатили «Кардиф», «Сбербанк Страхование» и «ВСК».
Наибольшие агентские получили такие банки, как: ВТБ (18,2 миллиарда рублей), Сбербанк (16,9 миллиарда рублей), ХФК (7,53 миллиарда рублей), Совкомбанк (7,29 миллиарда рублей) и РСХБ (5,88 миллиарда рублей).
Рост комиссионных можно объяснить их желанием частично компенсировать вознаграждением снижение объёма прибыли: полученная в 2017 году прибыль в размере 790 миллиардов рублей на 15% ниже, чем в 2016 году.
Для борьбы с навязыванием страховок ЦБ РФ ввёл в 2016 году так называемый «период охлаждения»: с 1 января 2018 года отказаться от страховки без потери уплаченных за неё денег можно в течение 14 календарных дней. В ответ на это, чтобы не терять комиссионные, банки стали подключать клиентов к коллективным страховкам, отказаться от которых нельзя. ОНФ добивается запрета на принудительное страхование заёмщиков по коллективной схеме или распространения «периода охлаждения» на этот вид страхования. Кроме того, ОНФ считает, что у заёмщика должна быть возможность вернуть часть неиспользованной страховой премии при полном досрочном погашении долга. Сейчас страховщики не возвращают деньги ни при каких условиях: ни в случае закрытия кредита прежде срока, ни в случае обращения на аннулирование страховки в течение «периода охлаждения».