ОНФ подсчитало, какие банки-агенты заработали наибольшие комиссионные

Эксперты ОНФ указывают на то, банки являются основным каналом продаж страховок жизни, имущества и других полисов. Они продают их не только ипотечным заёмщикам, но и тем, кто оформляет потребительские кредиты. Эксперты проекта ОНФ «За права заёмщиков» решили подсчитать, какие банки заработали наибольшие агентские.

Чаще всего банки принуждают клиентов к страхованию жизни, страхованию от несчастных случаев и болезней, страхованию имущества. Большая часть заёмщиков и не подозревает о том, что они не обязаны их покупать, а отдельные специалисты в неформальных беседах с клиентами сообщает им о существующем плане по продаже страховок и выговорах начальства, если план не выполнить.

За 2017 год банки-посредники принесли страховым компаниям в качестве премии по страховым договорам почти 110 миллиардов рублей. Почти половина этих сборов – 53,7 миллиарда рублей – выплачена банкам в виде комиссионного вознаграждения (для сравнения: в 2016 году банки получили вознаграждение в объёме 46,5 миллиарда рублей).

Самым выгодным видом страхования для банков является страхование от несчастных случаев и болезней: продав страховок на 49,35 миллиарда рублей, они получили вознаграждение в размере 27,2 миллиарда рублей (более 55%). Страхование жизни заёмщика принесло банком 17,33 миллиарда рублей агентских (общая премия – 40,36 миллиарда рублей, комиссионные составили 42,9%). За продажу страховок имущества граждан страховщики получили 9,16 миллиарда рублей (совокупный объём премии – 19,76 миллиарда).

Наибольшие агентские выплатили «дружественные» банкам страховщики: «ВТБ-Страхование» – 13,51 миллиарда рублей, «Ренессанс Жизнь» – 12,06 миллиарда рублей, «Сбербанк Страхование жизни» – 5,57 миллиарда рублей. Примерно по пять миллиардов рублей выплатили «Кардиф», «Сбербанк Страхование» и «ВСК».

Наибольшие агентские получили такие банки, как: ВТБ (18,2 миллиарда рублей), Сбербанк (16,9 миллиарда рублей), ХФК (7,53 миллиарда рублей), Совкомбанк (7,29 миллиарда рублей) и РСХБ (5,88 миллиарда рублей).

Рост комиссионных можно объяснить их желанием частично компенсировать вознаграждением снижение объёма прибыли: полученная в 2017 году прибыль в размере 790 миллиардов рублей на 15% ниже, чем в 2016 году.

Для борьбы с навязыванием страховок ЦБ РФ ввёл в 2016 году так называемый «период охлаждения»: с 1 января 2018 года отказаться от страховки без потери уплаченных за неё денег можно в течение 14 календарных дней. В ответ на это, чтобы не терять комиссионные, банки стали подключать клиентов к коллективным страховкам, отказаться от которых нельзя. ОНФ добивается запрета на принудительное страхование заёмщиков по коллективной схеме или распространения «периода охлаждения» на этот вид страхования. Кроме того, ОНФ считает, что у заёмщика должна быть возможность вернуть часть неиспользованной страховой премии при полном досрочном погашении долга. Сейчас страховщики не возвращают деньги ни при каких условиях: ни в случае закрытия кредита прежде срока, ни в случае обращения на аннулирование страховки в течение «периода охлаждения».

На сайте finuslugi.ru предоставляются услуги оператора финансовой платформы ПАО Московская Биржа, а также услуги ООО «МБ Маркетплейс», организации, не являющейся оператором финансовой платформы в соответствии с Федеральным законом от 20.07.2020 №211-ФЗ «О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы». Услуги оператора финансовой платформы ПАО Московская Биржа обозначены пометкой «Открытие онлайн на Финуслугах». Иная информация на сайте www.finuslugi.ru считается размещенной ООО «МБ Маркетплейс», если иное явно не следует из существа размещаемой информации. ООО «МБ Маркетплейс» входит в Группу «Московская Биржа».

Группа «Московская Биржа» - ПАО Московская Биржа и юридические лица, находящиеся под прямым или косвенным контролем ПАО Московская Биржа.