Ваш регион:Вся Россия
СТРАХОВОЙ НАВИГАТОР ВСЕ СТАТЬИ

Какие штрафы за езду без ОСАГО?

За восемь месяцев 2015 года средняя цена полиса ОСАГО увеличилась примерно в полтора раза до 5 215,56 рублей. При этом подобная «температура по больнице» не отражает всей полноты картины. Стоимость «автогражданки» сегодня может достигать и десяти тысяч «деревянных», а порой превышать эту отметку. Неудивительно, что для многих автолюбителей покупка страховки финансово заметно осложнилась. Решения «повременить» с её оформлением или вовсе от неё отказаться приобретают всё более массовый характер.

Штрафы за отсутствие ОСАГО объективно стимулируют соответствующие процессы, хотя призваны бороться с ними. Текущие санкции ГИБДД в данной области значительно уступают ценникам страховщиков за «спасительный» полис. Подобная ситуация может выглядеть настоящей панацеей, позволяющей отсрочить трату существенных денежных средств, а то и вовсе обойтись без таковой. Вдруг повезёт и какое-то время удастся проездить, минуя проверки «гаишников»? Да и будучи «изредка пойманным», такую политику вполне возможно оправдать математически.

Состав правонарушения Санкции ГИБДД
Отсутствие у водителя действующего полиса ОСАГО при его фактическом наличии
(предполагается возможность предъявления страховки инспектору спустя какое-то время)
предупреждение или штраф 500 р.
Управление автомобилем вне периода использования, оговоренного "автогражданкой"
(например, при непродлении полиса на вторые полгода), но в рамках годового срока действия договора
штраф 500 р.
Управление транспортным средством водителем, не фигурирующим в перечне допущенных к такому управлению лиц согласно полису ОСАГО
(проще говоря, если водитель "не вписан" в страховку)
штраф 500 р.
Отсутствие полиса ОСАГО (неисполнение обязательств по страхованию автогражданской ответственности) штраф 800 р.


Действительно ли быть нарушителем выгоднее, чем страхователем? Денежных средств, потраченных на «автогражданку», хватило бы на много штрафов за её отсутствие. Статистически за год далеко не каждый автолюбитель столько раз проверяется сотрудниками ГИБДД. В то же время, для правильных выводов необходимо рассматривать ситуацию несколько шире.

Рассуждаем объективно

Стоит отметить, что «перехитрить» систему штрафов «пойманным» без ОСАГО автолюбителям вряд ли удастся. Многие считают, что при выявлении сотрудником ГИБДД отсутствия страховки можно сослаться на её случайное оставление дома (или в гараже). После чего обратиться в ближайшую страховую компанию и оформить «автогражданку» с текущего дня для предъявления инспектору. Однако в подобных ситуациях, как правило, в полисе указывается время оформления, что легко выдаст попытку обмана.

Следует помнить и об «обнулении» страховой истории при более чем годовом «перерыве» после окончания последнего договора ОСАГО. Конечно, последствия здесь могут оцениваться по-разному:

  • положительно, если последний полис был убыточным и предполагал применение повышающего коэффициента при пролонгации (который, таким образом, «сгорает»);
  • отрицательно, если убытков не было, поскольку при этом теряется годами накопленная скидка.


Но всё же последняя ситуация потенциально выглядит более актуальной. Обладателей скидок по ОСАГО, к счастью, сегодня значительно больше, чем оплачивающих повышенную стоимость из-за аварий.

Наиболее же весомым аргументом против экономии на обязательной автостраховке выступает, собственно, сама эта автостраховка. Необходимо понимать, что оплаченная премия не является налогом или иным сбором, «растворяющимся» без видимой отдачи. С учётом последних законодательных изменений страховщики несут формально неограниченный объём ответственности по каждому оформленному полису. При этом известны случаи, когда счёт ущерба потерпевшим при дорожном происшествии шёл на миллионы рублей. Вряд ли такие риски оправдываются экономией нескольких тысяч. 

Калькулятор ОСАГО:

Чего ожидать от ситуации?

Вообще, ситуация со штрафами за отсутствие ОСАГО в чём-то исключительна. Потому что это, наверное, один из очень немногих примеров, когда санкции обходятся нарушителю дешевле устранения нарушения. При этом рост стоимости страхования в целом объясним с экономической точки зрения. Что же касается штрафов, то здесь, пожалуй, можно предположить две возможные причины их относительной «лояльности»:

  1. Профильные структуры не успели отреагировать увеличением штрафов на рост цен в «автогражданке».
  2. Ужесточение санкций не осуществляется по экономическим и политическим причинам, поскольку это может вызвать массовое недовольство автолюбителей.


Безусловно, могут быть и иные предпосылки. Но в любом случае данная ситуация с большой долей вероятности носит временный характер. Повышение штрафов за езду без ОСАГО при самой негативной реакции автомобилистов объективно вполне закономерно. По крайней мере до уровня, исключающего выгоду «осознанного нарушения».

Поэтому многие «штрафники» рискуют после неоднократных «санкционных издержек» всё же оказаться вынужденными приобрести страховку. Но, возможно, уже без скидки за безаварийность. Несложно догадаться, что финансовый результат таких манипуляций окажется совсем не радужным. Увы, покупка ОСАГО пока является единственным способом не остаться «у разбитого корыта».