Ваш регион:Вся Россия
СТРАХОВОЙ НАВИГАТОР ВСЕ СТАТЬИ

Актуальные коэффициенты ОСАГО

Вероятно, каждый автовладелец задавался вопросом: «Почему страховые тарифы ОСАГО разнятся даже для машин одинаковых марок?». Ответ прост: технология расчета такой страховки строится на применении поправочных коэффициентов ОСАГО. Таким образом, страховщик может индивидуализировать расчет в зависимости от данных о страхователе и его автомобиле. Среди факторов, влияющих на цену полиса можно выделить мощность двигателя машины, статистику аварийности автовладельца, возраст и стаж водителей, а также много других параметров.

Калькулятор ОСАГО:

Немаловажное значение имеет и место прописки собственника транспортного средства, ведь коэффициент территории по ОСАГО может значительно отличаться даже для населенных пунктов, находящихся буквально в нескольких километрах друг от друга. Как видно, страховые коэффициенты ОСАГО оказывают существенное влияние на итоговый тариф. Именно поэтому есть смысл рассмотреть подробнее разновидности данных параметров и попробовать спрогнозировать их возможное изменение.

История вопроса

На сегодняшний день действующие ставки значительно отличаются от первоначально введенных страховых коэффициентов ОСАГО. Если базовые тарифы оставались неизменными вплоть до октября 2014 года, то коэффициенты ОСАГО регулярно претерпевали изменения. Причем порой менялись значения сразу нескольких параметров. В 2008 году была расширена таблица «Период использования автомашины». В 2009 году были увеличены территориальный коэффициент ОСАГО по нескольким регионам, а также следующие коэффициенты:

  • «без ограничений лиц, управляющих машиной»;
  • «возраста и водительского стажа»;
  • «лошадиных сил».


В 2011 году вновь был пересмотрен региональный коэффициент (Кт), причем изменения коснулись целого ряда российских регионов и населенных пунктов. Однако в отдельных городах и областях Кт остался без изменений, например, в городе Москва и в Московской области. Кроме того, вновь были увеличены следующие коэффициенты:

  • «возраста и водительского стажа»;
  • «без ограничений лиц, управляющих машиной»;
  • «мощности двигателя»;
  • «периода использования машины».


Помимо этого, были введены повышающие коэффициенты ОСАГО для автомашин, зарегистрированных в других странах и временно эксплуатируемых в России. Соответственно, это изменение коснулось иностранных автовладельцев, которые не приобрели в своей стране полис «Зеленая карта».

Изменение коэффициентов ОСАГО в 2014-2015 годах

После значительного увеличения страховых сумм многих автолюбителей волновало, когда ждать изменения расценок на обязательное страхование автогражданской ответственности. Стоит отметить, что специалисты Центробанка учли социальную значимость данного вида страховых услуг и решили поднимать цену в два этапа. Первое после реформирования «автогражданки» подорожание полисов произошло в октябре 2014 года. Тогда в тарифное руководство были внесены следующие коррективы:

  • Увеличение размера базовой ставки и дополнение соответствующей таблицы новыми типами транспорта.
  • Появление поправочного коэффициента для прицепов (КПр).
  • Введение тарифного коридора.


Таким образом, в 2014 году коэффициенты ОСАГО были дополнены новой таблицей, позволяющей скорректировать цену полиса в зависимости от наличия прицепа к транспортному средству. Отныне владельцам различного рода прицепов не нужно покупать на них отдельный страховой полис. Достаточно просто сообщить страховщику о намерении использовать прицеп, после чего к тарифу применят повышающий коэффициент. При этом автовладелец сможет использовать в сцепке с автомобилем любой прицеп заранее оговоренного типа.

Как видно из приведенного списка, Центробанк решил не менять территориальный коэффициент ОСАГО в 2014 году. Однако уже тогда было понятно, что в 2015 году все равно придется корректировать значение Кт для отдельных населенных пунктов. Все дело в значительно изменившейся с 2011 года статистике аварийности, ставшей причиной кризиса продаж полисов «автогражданки» в ряде достаточно крупных городов. Например, автостраховщики неоднократно жаловались на резко возросший уровень убыточности в Ульяновске и в Челябинске.

Следующее изменение стоимости обязательной автостраховки произошло менее чем через полгода после предыдущего. Первого апреля 2015 года был скорректирован территориальный коэффициент ОСАГО. Примечательно, что после изменения данного коэффициента стоимость полиса в том же Челябинске оказалась выше столичной, чего не случалось никогда ранее.

Помимо этого, 12 апреля 2015 года вновь подверглись изменениям значения базовой ставки, а тарифный коридор был несколько увеличен. После корректировки коэффициентов ОСАГО в отдельных населенных пунктах и изменения базового тарифа усредненная цена «автогражданки» на легковой автомобиль превысила отметку в семь тысяч рублей.

Все указанные изменения на сегодняшний день нашли отражение в калькуляторе ОСАГО. Например, если в 2003 году владелец ВАЗ-2110, прописанный в Самаре, в среднем платил за годовой полис 2 574 рубля, то теперь средняя стоимость страховки на тех же условиях составляет 7 248 рублей. Как видно из приведенного примера, с 2003 года «автогражданка» в конкретном городе подорожала в среднем на 4 674 рубля.

Скидка больше не исчезнет

Сегодня, пожалуй, каждый автомобилист осведомлен о существовании коэффициента бонус малус (Кбм). Именно этот параметр позволяет получить скидку за безаварийное вождение. Однако в случае, если автолюбитель становился инициатором ДТП, то Кбм из понижающего превращается в повышающий коэффициент. Данный параметр позволяет страховой компании мотивировать водителей к более аккуратной манере езды и способствует снижению уровня аварийности.

Стоит отметить, что ранее этот подход не срабатывал ввиду отсутствия у страховщиков единой базы по заявленным выплатам. Однако с начала 2014 года в полном объеме начала функционировать информационная база данных (АИС), позволяющая отслеживать статистику аварий по каждому водителю. Таким образом, для страховых компаний значительно упростился расчет коэффициента ОСАГО за безаварийную езду. Теперь им не нужно посылать бесконечные запросы друг другу с целью узнать страховую историю водителя.

При этом введение единой информационной базы выгодно не только страховому сообществу, но и аккуратным водителям. Ранее нередко автовладельцы жаловались, что страховщики необоснованно аннулируют накопленную скидку. Теперь аккуратные автолюбители могут не переживать – их страховая история хранится в единой базе и не имеет привязки к конкретной страховой компании. А вот лихачам стоит задуматься, ведь теперь каждая их авария будет приводить к подорожанию полиса «автогражданки».

Самый загадочный коэффициент

Как правило, автолюбителям больше всего интересны понижающие коэффициенты ОСАГО. Это легко объяснимо, ведь зачастую при оформлении полиса автовладелец хочет только одного – сэкономить. Вероятно, именно поэтому мало кому известно о существовании коэффициента нарушений (Кн). А ведь данный параметр в случае применения увеличивает стандартный тариф в полтора раза. На данный момент законодательными актами предусмотрены следующие случаи применения при расчете коэффициента ОСАГО за наличие грубых нарушений:

  • Сообщение заведомо ложной информации, приведшее к снижению оплаченной страховой премии.
  • Умышленные действия, направленные на наступление страхового события.
  • Искажение обстоятельств страхового события с целью увеличения выплаты.
  • Причинение ущерба при обстоятельствах, которые являются основанием для регресса.


Однако на сегодняшний день отсутствуют сведения, применялся ли данный коэффициент ОСАГО на практике. Скорее всего, это связано с относительно недавним вводом единой информационной базы, ведь раньше при угрозе применения Кн автовладелец мог просто перейти в другую страховую компанию. Сейчас же страховое сообщество будет более внимательно подходить к применению указанной санкции в отношении неблагонадежных автолюбителей. Так или иначе, каждому автовладельцу стоит помнить, что среди коэффициентов ОСАГО есть и Кн. Поэтому стоит крайне внимательно относиться к оформлению любого, даже самого незначительного дорожного происшествия. В противном случае всегда есть риск исказить информацию, что в дальнейшем приведет не только к проблемам с выплатами, но и к удорожанию страховки.

Возможное изменение коэффициентов ОСАГО

Напоследок стоит упомянуть о возможном появлении нового коэффициента, призванного скорректировать итоговую цену полиса в зависимости от социального положения автовладельца. Увеличение базовых ставок и изменение территориального коэффициента ОСАГО в 2015 году очень сильно повлияли на стоимость «автогражданки» в крупных городах. При этом у многих автовладельцев попросту не хватает денег на покупку обязательной автостраховки. Речь идет, прежде всего, о владеющих личным автотранспортом пенсионерах.

Вопросом адекватности цены ОСАГО для пенсионеров уже озаботилось государство. В настоящий момент Центробанк России оценивает возможность корректировки тарифа за счет использования минимального значения базового тарифа. Однако уже сегодня можно с высокой долей вероятности утверждать, что такой подход к делу не принесет нужного результата. В любом случае появление нового коэффициента будет наиболее оптимальным вариантом. Вероятнее всего, уже осенью 2015 года коэффициенты ОСАГО будут дополнены соответствующей поправкой.