ОСАГО: ремонт вместо выплат

Поправки в закон об ОСАГО с 1 января 2017 года принесли автовладельцам долгожданную обязательную электронную «автогражданку», но не коснулись порядка возмещения ущерба. В прошлом году страховые компании настойчиво требовали ввести по ОСАГО ремонт вместо выплат. Однако государство медлило с принятием соответствующих законодательных изменений.

Эксперты прогнозировали замену денежной формы возмещения на натуральную не раньше конца 2017 года. Как оказалось, депутаты Госдумы РФ придерживались иного мнения. 17 марта Государственная Дума приняла Федеральный закон о внесении изменений в 40-ФЗ. 22 марта законопроект утвердили сенаторы Совета Федерации, 28 марта его подписал президент РФ Владимир Путин, тогда же документ опубликовали в Интернете.

Когда начнут действовать поправки?

Новый порядок возмещения ущерба по «автогражданке» начнёт действовать через тридцать дней после публикации изменений, а именно 28 апреля 2017 года. Если договор оформлен раньше расчётной даты, то выплата осуществляется деньгами.

Поправка относительно прямого урегулирования ущерба вступит в силу через сто восемьдесят дней после публикации изменений. По новым правилам нужно будет обращаться за выплатой в свою компанию (где куплен полис), если:

  • в ДТП нет пострадавших;
  • повреждены только транспортные средства;
  • у всех участников ДТП есть «автогражданка».

Действующая редакция Федерального закона 40-ФЗ предусматривает прямое урегулирование убытков, только когда в ДТП участвовало не более двух единиц транспорта. При этом прицепы не считаются транспортными средствами.

Всё о ремонте по ОСАГО-2017

Скоро большая часть владельцев легковых машин уже не сможет выбрать возмещение ущерба в денежной форме. Автомобиль нужно будет загонять на СТОА по направлению страховщика. Теперь страховые компании обязаны менять детали только на новые.

Установка бывших в употреблении запчастей не допускается, если иное не предусмотрено соглашением с автовладельцем.

Возмещение деньгами возможно лишь в следующих случаях.

  • Наступила смерть потерпевшего.
  • Признана тотальная гибель автомобиля.
  • Стоимость ремонта превысила 400 тысяч рублей (50 тысяч рублей при оформлении «Европротокола»), а потерпевший отказывается доплатить за услуги СТОА.
  • Страховщик сотрудничает лишь с СТОА, которые не соответствуют требованиям Центробанка.

Кроме того, при желании денежную выплату могут получить травмированные в ДТП граждане при наличии тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, а также инвалиды. Для замены натуральной формы возмещения на деньги следует письменно уведомить об этом страховщика при подаче заявления о наступлении страхового случая.

Изменения касаются только случаев повреждения транспорта, зарегистрированного на территории России.

При замене денежного возмещения на ремонтные работы страховые компании должны придерживаться нижеприведённых правил.

  • Срок восстановления автомобиля на СТОА не может превышать тридцать дней (кроме выходных и праздников). За нарушение этого срока страховая компания выплачивает потерпевшему полпроцента от суммы возмещения за каждый день просрочки.
  • Между станцией техобслуживания и домом пострадавшего или местом ДТП должно быть не больше пятидесяти километров.
  • Новые автомобили (до двух лет) можно направлять только на дилерские СТОА.
  • Страховая компания обязана опубликовать на своём официальном сайте полный перечень станций техобслуживания, с которыми заключила договоры на ремонт автомобилей в рамках ОСАГО.

Срок гарантии на ремонтные работы по 40-ФЗ составляет шесть месяцев. При проведении кузовных работ или при использовании лакокрасочных материалов предоставляется годовая гарантия. Страховщики обязаны рассматривать претензии клиентов к качеству ремонтных работ.

При неоднократном нарушении обязательств по восстановлению автомобилей клиентов Центробанк сможет лишить страховую компанию права на натуральное возмещение ущерба на срок до одного года. При обращении в такую организацию потерпевший самостоятельно определяет в какой форме будет возмещён ущерб: деньгами или ремонтом.

Возможные проблемы

Главный вопрос касается качества ремонтных работы и срока их выполнения. Ещё на стадии обсуждения законопроекта автовладельцы высказывали сомнения в том, что страховые компании сумеют организовать качественный ремонт машины за пятьдесят дней – двадцать на выдачу направления, тридцать на восстановление автомобиля.

Этот вопрос остаётся открытым, но есть надежда, что возможные санкции Центробанка, штраф за нарушение срока ремонтных работ и гарантийные обязательства мотивируют страховщиков на качественное выполнение условий страхового договора.

Также владельцы автомобилей опасаются чрезмерной нагрузки на СТОА. Раньше многие потерпевшие после получения денег самостоятельно ремонтировали машины или обращались для этого в «гаражные» автосервисы, которые скоро останутся без работы.

Страховые компании при всём желании не смогут сотрудничать с такими полулегальными или нелегальными ремонтными мастерскими.

Это означает, что прибавится работы у легальных СТОА. Но смогут ли они обслужить всех клиентов, направленных страховщиками? Сервисным станциям будет крайне сложно быстро увеличить число сотрудников, закупить дополнительное оборудование и расширить помещения.

Рай для угонщиков

Одной из основных причин введения безальтернативного натурального возмещения ущерба является стремление государства оставить без работы многочисленных автоюристов. Однако борьба с недобросовестными юристами может вылиться для страны в гораздо большую проблему – рост количества угонов.

При восстановлении транспорта в рамках «автогражданки» страховые компании вправе устанавливать только новые запасные части, если иное не определено соглашением с пострадавшим.

Однако крайне сложно доказать, что работники СТОА заменили какую-либо деталь на бывшую в употреблении, если она эксплуатировалась всего пару месяцев и перед установкой была основательно очищена.

Потребность СТОА в таких деталях может привести к резкому росту числа угонов автомобилей по всей стране. Жажда наживы заставляет угонщиков идти на преступление даже при нынешнем объёме уголовной ответственности. Сегодня за угон авто преступника могут лишить свободы на срок до пяти лет, за то же действие в составе группы лиц предусмотрено наказание до семи лет лишения свободы.

Спорный момент

В изменённом законе об ОСАГО есть смысловые дыры, которые придётся латать Верховному и Конституционному судам. Из текста новой редакции 40-ФЗ не до конца понятно, кто именно должен оплачивать разницу между ценой новых и бывших в употреблении запчастей при восстановлении автомобиля на СТОА.

Как страховые компании будут трактовать эту часть закона, пока загадка, но вряд ли они станут работать себе в убыток.

Вероятно, страховщики займутся принуждением клиентом к оформлению соглашений, по которым разницу в цене из-за износа деталей должен оплачивать пострадавший.

В таком случае остаётся надеяться на скорую реакцию судебной системы. Верховный и Конституционный суды вправе дать разъяснения по спорным моментам в действующем законодательстве.

Плюсы для автовладельцев

От нововведений больше всего выигрывают владельцы новых автомобилей (со сроком эксплуатации до года). При расчёте размера страхового возмещения после повреждения новой машины не учитывается износ деталей. Ремонт такого транспорта будет возможен исключительно на дилерских СТОА, а значит после устранения последствий дорожной аварии машина останется на гарантии автопроизводителя.

Кроме того, страховщики будут нести гарантийные обязательства после ремонта любого автомобиля, вне зависимости от срока его эксплуатации.

После восстановления кузовных деталей или после лакокрасочных работ гарантия действует год, после любых других ремонтных работ – шесть месяцев. При обнаружении дефектов вследствие некачественной работы сотрудников СТОА автовладелец вправе предъявить претензии непосредственно страховщику.

Как введение натурального возмещения повлияет на цену полиса?

Если страховые компании будут оплачивать разницу между ценой на новые и старые запчасти, то стоимость полисов ОСАГО, скорее всего, изменится либо осенью 2017 года, либо веной 2018 года. Дополнительные убытки страховщиков вынудят Центробанк пойти на существенное увеличение тарифов.

Если же разницу в стоимости бывших в употреблении и новых деталей будут оплачивать автовладельцы, то вряд ли цена «автогражданки» вырастет раньше 2019 года.

Безальтернативное натуральное возмещение ущерба снизит число судебных издержек страховых компаний, а значит уменьшатся и убытки по договорам ОСАГО. Но этот вариант возможен лишь при добросовестном отношении страховщиков к организации ремонтных работ.

ОСАГО с экономией до 78%

Рассчитаем стоимость ОСАГО в 16 страховых компаниях. Покупка полиса в несколько кликов, без комиссии, офисов и курьеров.

Читайте также