Ремонт по КАСКО: обещанного три года ждут

На многих СТОА страховщиков автовладельцы отмечают низкий уровень обслуживания машин, застрахованных по КАСКО. Более того, окончания ремонта порой приходится дожидаться месяцами. Как заставить страховщика решать проблему возмещения убытков более цивилизованно?

Мы покупаем КАСКО, чтобы защититься от финансовых последствия различных происшествий: коварной погоды, собственной или чужой небрежности, уличных вандалов и так далее. Когда происходит страховое событие, отправляемся в компанию, и получаем направление в автосервис. Кажется, все самое худшее позади, и механизм возмещения убытков запущен. Но оказывается, иногда ремонт может затянуться на непозволительно долгое время.

Процесс остановился

В подавляющем большинстве случаев СТОА без лишних проволочек принимает автомобили, застрахованные по КАСКО. Но это не гарантирует, что клиент в скором времени сможет забрать свое имущество. Время идет, а к ремонту никто даже не приступает. Отговорок масса: «не пришли запчасти», «уволился мастер», «наряд не согласован с компанией», «нет предоплаты». Возможно, какие-то причины и существуют в реальности, но это не повод вынуждать клиента месяцами дожидаться компенсации. Вполне реально, что к моменту, когда он получит возможность забрать машину из мастерской, действие полиса давно закончится. Отличный способ для компании свести свои риски по договору к минимуму.

Ответственный страховщик

В недалеком прошлом вся ответственность за восстановление ТС по полису КАСКО лежала на СТОА. Страхователь, не удовлетворенный затянувшимся ремонтом, вынужден был выяснять отношения именно с автомастерской. Опубликованное 27 июня 2013 года «Постановление Пленума Верховного суда РФ» по добровольному страхованию положило конец подобной практике. ВС указал, что если автосервис производит ремонт по КАСКО согласно договору со страховой компанией, ответственность перед клиентами за сроки и качество ремонта несет именно страховщик. Таким образом, теперь у страховой компании нет возможности перекинуть ответственность за задержку ремонта на плечи автовладельца и мастерской. Страховщик вынужден разрешать возникающие проблемы между клиентом и СТОА.

Превентивные меры

Для того, чтобы договор КАСКО «работал» с максимальной отдачей и не приходилось слишком долго ждать окончания ремонта, воспользуйтесь следующими рекомендациями:

  • Еще на этапе заключения договора поинтересуйтесь, есть ли в Правилах страхования КАСКО раздел, в котором обозначен срок направления на ремонт. В правилах большинства компаний данный пункт имеется, но бывает и иначе. Если сроки не регламентированы в правилах КАСКО, обязательно требуйте внести подобную информацию в договор. Также требуйте включить в договор хотя бы максимальный срок ремонта машины на СТОА страховщика. Для этого достаточно оформить дополнительное соглашение, где и будут прописаны все сроки, не предусмотренные правилами.
  • Перед посещением мастерской уточните в страховой компании лично или по телефону: согласована ли смета и произведена ли предоплата.
  • Приехав на СТОА, прежде всего, выясните несколько моментов. Поступили им на счет деньги или нет? Есть ли в наличии нужные запчасти, или их необходимо заказывать? Есть ли очередь на ремонт? Каковы взаимоотношения со страховщиком (наличие долгов и прочее)?
  • При постановке ТС на ремонт мастер обязан зафиксировать в заказ-наряде дату приемки автомобиля и примерные сроки выполнения работ. В дальнейшем это может вам очень пригодиться.
  • Не стесняйтесь часто звонить в сервис и узнавать, на какой стадии находятся работы и с чем связаны задержки.

Если не указаны сроки ремонта

Попытайтесь перед постановкой ТС на ремонт написать страховщику письменное заявление с просьбой указать сроки ремонта автомобиль. Реакция может быть следующая:

  • СК согласует сроки ремонта с автосервисом и даст вам письменный ответ.
  • СК может предложить вам самостоятельно согласовать сроки ремонта с мастерской.
  • СК может отказать или оставить ваше заявление без ответа.

Если сроки исполнения восстановительных работ нигде не указаны, для понимания своих прав руководствуйтесь статьей 314 п. 2 Гражданского Кодекса РФ, которая гласит: «когда обязательство не предусматривает срок его исполнения, оно должно быть исполнено в разумный срок после возникновения обязательства». Понятие «разумности» сроков исполнения рассматривается для каждой ситуации отдельно, а при возникновении спора, определяется судом.

Время действовать

Если с ремонтом авто начинается откровенная волокита, которая сопровождается общим негативом (грубостью персонала, постоянными отговорками, сваливанием вины с одной организации на другую), не «ждите у моря погоды». Для начала непременно отправьте претензии, чтобы соблюсти досудебный порядок урегулирования (лучше через почту с уведомлением):

  • На СТОА с требованием объяснить причины задержек.
  • В страховую компанию с требованием завершить ремонт, поскольку уже прошли все разумные сроки.

Если результата не будет и ремонт не сдвинется с «мертвой точки», действуйте. Забирайте машину и переводите ее в другой сервис. Законную возможность для подобных действий предоставляет упомянутое выше «Постановление Пленума Верховного суда». Согласно этому документу, нарушение сроков восстановительного ремонта по КАСКО дает страхователю право самостоятельно отремонтировать авто в любой мастерской по своему усмотрению, после чего потребовать от страховой компании возместить понесенные расходы в рамках страховой суммы по полису. Вот только страховая компания не станет добровольно компенсировать ваши расходы на ремонт. Добиваться выплаты пока приходится через суд. И не забудьте про возможность взыскать также штраф и пени за каждый день просрочки.

«Извините, ничего не получится»

Может случиться даже так, что на СТОА принимать ваш автомобиль вообще откажутся, объяснив это:

  • Задолженностью страховой компании перед автомастерской за выполненные ранее работы.
  • Прекращением действия договора между СТОА и СК. Это может быть, как по вине компании, которая «не платит по счетам», так и по причине того, что партнеры перестали друг друга устраивать.

Подобные казусы – плохой знак, который может говорить о том, что страховая компания испытывает финансовые трудности. Хорошо, если специалист СК допустил банальную оплошность, выдав направление не туда, куда нужно. В этом случае вы быстро получите новое. Если же выдачу другого направления под каким-либо предлогом попытаются задержать, пишите заявление с требованием возместить ущерб в денежном эквиваленте. В случае отказа (а по-другому не будет) – действуйте по уже предложенной схеме: самостоятельный ремонт и так далее. Не выжидайте. Возможно, страховая компания тянет время, находясь на грани отзыва лицензии. Если на СТОА сообщают, что поставят ТС на ремонт в порядке очереди, но она расписана на год вперед, то это тот же завуалированный отказ. И действовать в таком случае необходимо аналогичным образом.

Зная все нюансы, которые могут возникнуть и возникают в процессе урегулирования убытков по КАСКО, можно на любом этапе попытаться максимально обезопасить себя от лишних проблем. И не забывайте, что как бы не закончились ваши взаимоотношения с компанией, на следующий год калькулятор КАСКО насчитает стоимость страховки гораздо выше, потому что любая выплата, даже через суд, подразумевает применение повышающего коэффициента при продлении договора.

ОСАГО с экономией до 78%

Рассчитаем стоимость ОСАГО в 16 страховых компаниях. Покупка полиса в несколько кликов, без комиссии, офисов и курьеров.